Искусство конца XV - начала XVI века

В богородичных иконах благодаря темному цвету мафория хорошо выражен свойственный иконописи принцип „противосветности". Силуэт Марии всегда четко рисуется на фоне ,,света", как бы падающего на нее сзади. Объемная форма скрадывается, фактура изображаемой поверхности теряется, большое значение приобретают линии силуэта и внутренних контуров.

Известны древние легенды Греции и Индии, по которым живопись происходит из воспроизведения тени. Это восприятие изображения соответствует архаическому периоду культуры, оно выражено также в древнерусской иконописи. Цвет характеризует фигуру или предмет в меру их „прозрачности", ритм линий и цветовых плоскостей приобретает особенно важное значение для характеристики образа. Так, ритмы „большой" Одигитрии существенно иные, чем ритмы калязинской иконы: в первой больше напряженности и дробности.

Провинциальные центры в первой половине XVI века находились в тесном взаимодействии с московским искусством, но сохраняли свою самобытность. В них создавались глубокие по содержанию произведения, своим совершенством часто не уступающие московскому искусству.

Среди лучших памятников собрания следует выделить иконы деисусного чина из села Чернокулова начала XVI века, относимые к ростовской традиции.

„Спас в силах" из Чернокулова наполнен необычайной эсхатологической напряженностью. В лике сочетаются строгость и мягкость одновременно. Его значительность оттеняется образом ангела - символа евангелиста Матфея, с изумлением и страхом взирающего на Вседержителя.

Фигура Спаса имеет вытянутые пропорции и написана в сложном развороте: ноги слегка повернуты влево, а взгляд и движение благословляющей руки направлены вправо. Строй фигуры говорит о хорошо усвоенных и творчески переработанных уроках византийского наследия и выражает величие.

Изображение Спаса выполнено широкими, плавными линиями, которые мягко и точно обрисовывают форму. Такие же линии ассиста создают впечатление наполненности фигуры Спаса золотым светом, придают ей легкость и бесплотность. Этот свет оттеняется насыщенным темно-синим и зеленым цветами „божественного мрака", окружающего грядущего судию. Вместе со столь же глубоким красным, контрастирующим с ними, светло-желтым, желто-оранжевым и золотом нимба создается эффект ослепительного радужного сияния Христа, являющегося миру, по средневековым представлениям, подобно блеску молнии. Эта богатая цветовая гамма и исходящие от фигуры Спаса лучи символизировали важное для средневековья понятие „софийности": радуга воспринималась как один из символов Софии Премудрости, выражавший красоту „мирового всеединства", центром которого считался Христос. На некоторых изображениях он именуется Софией. Не случайно главнейшие храмы, являвшиеся центрами общественной жизни, нередко посвящались Христу-Софии. Как структурно-организующее понятие в системе средневекового мышления софийность отчасти выражала общее созидательное начало в средневековой культуре.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »