Искусство конца XV - начала XVI века

У автора „Троицы" из Стефано-Махрищского монастыря утонченность, изящество ангелов преобладают над общей гармонией. Изысканность образов заставляет видеть в нем современника Дионисия. Он уже принадлежит к эпохе, когда начинает развиваться эстетизация ранее сложившихся форм. Это сказывается и в утонченно сдержанном колорите. Автор иконы, несомненно, ориентировался на московские памятники школы Андрея Рублева. Преемственность с искусством эпохи Рублева прослеживается также в формах архитектур, пейзажа. С другой стороны, в иконе есть сходство с шитыми изображениями „Троицы" XV - начала XVI века из ризницы Троице-Сергиева монастыря. В начале этого столетия „Троица" Андрея Рублева уже имела огромную известность, ее воспроизведения широко распространялись, и не исключено, что наша икона была написана в мастерской Троице-Сергиева монастыря, где могли работать опытнейшие художники, близкие московской школе.

В отличие от „Троицы" Рублева, положение ангелов в этой иконе не образует ясно выраженной фигуры круга. Место пейзажных элементов значительно увеличено, что является почти всеобщей чертой послерублевской иконографии „Троицы". В данной иконе несколько увеличено также поле снизу для создания вертикального равновесия композиции. В соответствии с послерублевской традицией художник обращается также к изображению трех чаш вместо одной у Рублева. Эти подробности сцены угощения и увеличение места пейзажа придают иконе большую повествовательность. „Троица" Рублева написана по особому заказу, „в похвалу" Сергию - „чтителю Троицы". Последующая иконография стремится вернуться к библейскому историзму, но без изображения Авраама и Сарры, в отсутствии которых сказывается влияние Рублева.

„Троица Ветхозаветная" из села Дивная Гора, написанная в середине XVI века, замечательна цветом: благородные, темные тона красного и синего в сочетании с зеленым цветом крыльев своей необычностью заставляют увидеть в них поздний отзвук споров о природе божественного света, волновавших византийский мир полтора столетия ранее. Цветовая традиция связывает икону с Троице-Сергиевым монастырем: в собрании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника имеется небольшая икона „Троица Ветхозаветная" первой половины XVI века с такой же цветовой гаммой.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »