Искусство конца XV - начала XVI века

В Адаме и Еве, припадающих к ногам Христа, показаны радость и любовь к освобождающему их Иисусу. Остальные стоят спокойно, в ожидании, как будто присутствуют при некоем таинстве, за совершением которого им откроется новая жизнь. Свободная расстановка групп, парящие вверху ангелы, облегчающие композицию белые пятна („праведники") внизу - все это создает впечатление легкости и покоя.

Такой же усложненный вариант „Сошествия" представлен в иконе „Сошествие во ад" (конец XVI в.). Близкая ей аналогия имеется в собрании Вологодского краеведческого музея. Икона из Музея имени Андрея Рублева написана легко и свободно; умелая композиция, динамичные и стройные фигуры сочетаются с декоративным пониманием рисунка. Это позволяет предположить, что икона происходит из мастерских Поволжья, для которых характерны аналогичные приемы.

„Преображение" из села Чамерова написано, по-видимому, в начале XVI века и имеет тверское происхождение.

Сюжет „Преображения" - один из центральных в византийском и древнерусском искусстве. Композиция из села Чамерова передает сюжет в строго канонических формах. Она восходит в основном к композиции иконы праздничного ряда Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (20-е гг. XV в.). Тонкий рисунок, стройные пропорции фигур, сдержанный колорит - все свидетельствует о характерном для этого времени следовании московским традициям в понимании сюжета как символа скрытого внутреннего обновления, в отличие от новгородской, псковской традиций, где через внешнюю драматизованность подчеркивалась необычайность события. Здесь господствует строго упорядоченный ритм. Спокойные колебания контуров, колорит соответствуют равномерному распределению на плоскости фигур и объемов. Движение нарастает лишь внизу, от левой фигуры (апостол Петр) - от зрителя - к правой (апостол Иоанн), падающей вниз, причем Иоанн отчасти скрыт горой, будто он находится за ней. Это ослабляет эффект движения, присущий его фигуре, оно становится лишь ритмическим дополнением к общей успокоенности композиции.

Из тверских икон этого периода следует отметить также „Параскеву Пятницу (иконийскую), с житием" (первая половина XVI в.). Для нее характерна близость к народному творчеству, в котором местные традиции сохраняются значительно дольше, чем в профессиональном искусстве.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »