Искусство конца XV - начала XVI века

Коллекция музея сформировалась таким образом, что некоторые иконографические темы отражены в ней особенно полно. Так, хорошо представлена послерублевская иконография Троицы. Эта тема занимала большое место в древнерусском искусстве в виду широкого распространения антитринитарных ересей - от ереси стригольников XIV века до ереси Феодосия Косого в середине XVI века. В защиту традиционного учения о Троице последовательно выступали Сергий Радонежский, такие авторы, как Иосиф Волоцкий, Ермолай-Еразм и другие деятели. Тема Троицы все время стояла на первом плане в ходе идейной борьбы, и государство поощряло создание храмов и икон в честь нее.

В собрании имеется ряд больших „храмовых" икон, а также несколько композиций небольшого размера конца XV - начала XVI века. Особенно значительны три храмовые монастырские иконы - из Стефано-Махрищского монастыря (близ г. Александрова), из церкви села Дивная Гора (в окрестностях Углича, на месте бывшего монастыря) и из Иосифо-Волоколамского монастыря (около Волоколамска). Можно проследить их преемственность с „Троицей" Андрея Рублева - как по художественным признакам, так и по монастырским связям.

„Троица Ветхозаветная" Иосифо-Волоколамского монастыря, приписываемая старцу Паисию монастырской описью 1545 года и относимая ею к 80-м годам XV века, предвосхищает стиль живописи XVI века: написана плотно и в несколько приглушенном колорите. С „Троицей" Андрея Рублева икона Паисия связана композиционно, однако мастер дает собственное истолкование сцене ангельской трапезы - его ангелы необычайно задушевны, исполнены значительности, но вместе с тем и простоты, которая ощущается и в рисунке. Влияние Андрея Рублева в данном случае может быть объяснено любовью игумена монастыря Иосифа Волоцкого к произведениям знаменитого мастера.

„Троица Ветхозаветная" (конец XV - начало XVI в.) из Стефано-Махрищского монастыря является наиболее изысканной по стилю. Стефано-Махрищский монастырь был основан в XIV веке выходцем из Киево-Печерской лавры Стефаном неподалеку от Троице-Сергиева монастыря и также посвящен Троице. Вполне естественно, что в храмовом образе заказчики хотели по возможности ближе повторить рублевскую „Троицу". Легко проследить черты сходства и различия с „Троицей" Андрея Рублева. Художник особенно стремился передать настроение и дух ангелов Рублева. Его ангелы изящны, с еще более удлиненными пропорциями, чем в иконе великого мастера. С точностью повторены отдельные иконографические детали, как, например, положение жезла среднего ангела: жезл разделяет крылья двух ангелов, одновременно едва соприкасаясь с ними. Крылья левого и среднего ангелов аналогично пересекаются друг с другом и жезлом левого ангела. Эти детали приобретают в данной иконе ту же символику, что и в „Троице" Андрея Рублева - смысл разделенности и единства лиц Троицы. У боковых ангелов крылья сильно выдвигаются на повышенное поле, и эта особенность в сочетании с общими удлиненными пропорциями придает изображению динамику. Изображение как бы выходит навстречу зрителю, в чем заключается сущность „обратной перспективы", в отличие от линейной перспективы, выражающей движение от зрителя внутрь плоскости изображения.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »