Искусство конца XV - начала XVI века

Икона „Сошествие во ад" из села Сельцо-Карельского (середина XVI в.) интересна прежде всего сюжетом, который является центральным в средневековом искусстве и концентрирует в себе средневековое мировосприятие. В византийской живописи существовали различные изводы воскресения Христа, из которых в древнерусском искусстве утвердилось воскресение как сошествие во ад, где Христос выводит праведников из адского плена. Иконографически данное произведение восходит к „Шестодневу" Дионисия (Государственная Третьяковская галерея), созданному на рубеже XV-XVI веков. Основной особенностью рассматриваемой композиции „Сошествие во ад" является теснота, заполненность пространства фигурами: они вплотную обступили Христа в ожидании освобождения. Симметричные фигуры коленопреклоненных Адама и Евы организуют пространство, придавая ему почти геральдическую строгость. Главным художественным средством является линия. Лики выразительны: их деформации восходят к московской живописи XV века. Движения умеренно разнообразны.

Фигура Христа во „славе" расположена довольно точно по центру вертикальной оси композиции. Движения Христа плавны, неторопливы. Христос опускается в преисподнюю: конец его плаща развевается кверху, как следствие движения вниз. Эффект движения подчеркнут и тем, что конец плаща слегка подымается над „славой", контур которой воспринимается как пространственная граница, и этим подчеркивается контраст земной и подземной пространственных зон, связанных между собой движением Христа.

Иное „Сошествие во ад" (вторая половина XVI в.) создано провинциальным мастером. Прекрасное по цвету и тщательно написанное, оно некоторыми своими особенностями напоминает произведения народного искусства. Это относится к выразительному, но несколько упрощенному рисунку фигур и пейзажа, что, однако, не мешает выявлению смысла. Автор иконы бывал, вероятно, в Москве, где видел в Благовещенском соборе среди других росписей 1508 года композицию, созданную великокняжеским мастером Феодосием на этот же сюжет. Провинциальный мастер передал основные элементы композиции, но внес и много своего, особенно в пластике и колорите, которые соответствуют более позднему времени.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »