Искусство конца XV - начала XVI века

Своей красочной гармонией икона превосходит, пожалуй, все известные иконы этого типа XV века от „Спаса в силах" Благовещенского собора в Кремле начала XV века до иконы письма Дионисия с сыновьями из Ферапонтова монастыря начала XVI века (Государственная Третьяковская галерея) и, в частности, такую насыщенную цветом и яркостью икону, как ,,Спас в силах" из окрестностей города Кашина (Государственная Третьяковская галерея), датируемую первой половиной XV века. Автор чернокуловского чина проявляет удивительную зрелость в понимании цвета как выразителя духовного начала.

Образ чернокуловского Спаса можно сопоставить с тонко написанной иконой „Спаса в силах" из города Дмитрова также начала XVI века. Его мастер строит произведение исходя из иных художественных предпосылок. Здесь в образе Христа более сильны черты экспрессивности, выраженной в вытянутости фигуры, некоторой дробности. Сама фигура более мелка по отношению к остальному пространству, чем чернокуловский Спас. Овал „славы" имеет определенно выраженную яйцеобразную форму, которая считалась одной из наиболее совершенных и обладала большой семантической нагрузкой, символизируя одновременно вселенную в средневековом естествознании и жизнь вообще - в мировосприятии.

Чернокуловскому Спасу предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Цвет всех трех икон объединен общим замыслом. Радужная гамма средней иконы более светлая, чем вишнево-коричневый мафорий Марии и темно-синий гиматий Иоанна, в которых она находит сразу свое завершение и свою противоположность. Различный тональный строй средника и предстоящих до известной степени противопоставляет их друг другу, подчеркивая исключительность образа Христа.

Фигура Богоматери, к сожалению, снизу несколько опилена. Это не мешает, однако, отметить стройность, выпрямленность линий, уподобляющих ее непоколебимому столпу, что подчеркивается резким, почти до уровня плеч, склонением головы. Ни одна другая деисусная фигура не выражает такой устойчивости.

Образ Иоанна Предтечи, напротив, весь в движении, выраженном в напряженных изгибах линий, фигура выше остальных, пропорции наиболее вытянуты.

Порыв фигуры, небольшая голова с несколько деформированными чертами лика подчеркивают в образе Иоанна черты экстатичности и отрешенности от земного. Он - „сын человеческий", потрясенный открывшимся ему божественным явлением.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »