Искусство конца XV - начала XVI века

Великолепная красочность икон с трудом выдерживает сравнение со сдержанными, благородными полутонами, в которых написан „Сергий Радонежский, с житием" (первая треть XVI в.), так же происходящий из города Дмитрова. Икона имеет для музея мемориальное значение, так как Сергий был тесно связан со Спасским монастырем через своего ученика Андроника и сам посещал монастырь. Как предполагает исследовавший икону И. А. Кочетков, автором мог быть придворный мастер Феодосии, сын Дионисия. В самом деле, характер построения фигур очень близок по рисунку дионисиевской традиции, но колорит иной. Использование цвета художник глубоко продумал. В верхнем ряду легко прослеживается связь колорита с содержанием. В первых клеймах, изображающих юность Сергия, нарастает холодный зеленый тон, соответствующий его испытаниям. Сергий побеждает, он основывает монастырь, и сцена его поставлення разрешается светлой гаммой. Художник решает трудную колористическую задачу гармонического сочетания сближенных тонов. Так, он использует богатую гамму бело-розовых, бело-охристых, зеленоватых, голубоватых и иных оттенков, нежных и вместе с тем чистых, определенных. Темно-коричневый цвет мантии помогает сильнее выявить их через контраст. Хорошо найдены пропорции клейм, в пространстве которых фигуры движутся достаточно свободно и без напряженности.

К первой половине XVI века в собрании музея относится значительное количество многофигурных композиций - „праздников". К московской школе могут быть отнесены „Вход в Иерусалим" и „Вознесение" (первая половина XVI в.). Они написаны плотно, цвета насыщенные, лики довольно темные. По иконографии они восходят к памятникам московской школы начала XV века.

Небольшая композиция „Рождество Богоматери" (первая половина XVI в.) несет в себе отзвуки искусства Дионисия. По композиции она принадлежит к типу с усложненным архитектурным фоном и фигурой Иоакима. Произведение написано прозрачными красками в светлой гамме. Анна изображена в желтых одеждах, а не в красных, как обычно.

Художественная выразительность этой иконы основана прежде всего на экспрессивности композиции. Такой признак, как изогнутость ложа Анны, еще не является специфичным: он традиционен и выражает принцип двуцентренности. Но в данном случае контур ложа не плавный, как обычно, а жесткий, ограненный. Таким приемом мастер уничтожает натуралистическую эмоциональность плавной линии, привносит элемент геометризма и с ним - рассудочности, но вместе с тем и силы. Грани ложа Анны порождают соответствующий резонанс в формах лестницы и сооружения с сидящим Иоакимом; они имеют другое, обратное направление и создают замкнутую композицию. Обе части соединены процессией, двигающейся по прямой, которая связывает фигуры Анны и Иоакима и по смыслу, и формально, объединяя эти условные грани форм. Пространство, подчеркнуто преобразованное художником, повышенный геометризм форм соответствуют сублимированным эмоциям святых.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »