На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь и крестные страдания Христа и Его смерть. Соответственно земной жизни Спасителя, литургия разделяется на несколько частей: от Рождества до Крещения; от Крещения до времени проповеди и чудес; последние дни Его жизни земной. Именно поэтому существуют и три части службы: проскомидия, литургия оглашенных и литургия верных. Ниже мы поговорим о каждой в отдельности.
Проскомидия — это время приготовления хлеба и вина для претворения их в Тело и Кровь Христовы. Как мы упоминали, раньше христиане сами приносили в храм хлеб (называемый просфорой — приносимым), вино и прочие дары для богослужений (воск, елей и другие), часть из которых и отбиралась для Таинства. Из других хлебов вынимались частицы с воспоминанием имен тех, от кого и за кого были эти приношения (именно так на русский язык переводится слово «проскомидия»), остальные же раздавались верующим во время литургии: все садились за стол и вкушали пищу, что называлось вечерей любви.
Сейчас во время литургии употребляются 5 просфор, но непосредственно для Таинства нужна одна — как образ одного Спасителя всех людей Иисуса Христа, ввиду чего просфоры имеют особый вид. Каждая из них состоит из двух частей, изготовляемых из теста одна отдельно от другой, а затем соединяемых вместе. Просфора имеет большое символическое значение. Приготовленная из муки, которая, в свою очередь, изготавливается от зерен бесчисленного множества колосьев, обозначает человека, состоящего их множества природных элементов, а также человечество в целом, которое состоит из множества людей. Помимо этого, символичен и внешний вид просфор: нижняя часть представляет собой все земное, плотское в человеке и человечестве и, соответственно, говорит о человеческой природе Христа; верхняя же часть является обозначением духовного начала в каждом человеке и во всем человечестве, в котором запечатлен образ Божий и незримо присутствует Его Дух. Именно эта — верхняя — часть просфоры, избранной собственно для Таинства, говорит об Иисусе Христе как о Боге.
То, что присутствие Бога и духовное начало пронизывает человека ичеловечество, проявляется и в приготовлении просфор, когда добавляютсясвятая вода и дрожжи. Первая символизирует Божью благодать, а вторые —животворящую силу Духа Святого, дарующего жизнь каждому. Это женапоминает нам слова Сына Божия о духовной жизни, стремящейся к ЦарствуНебесному, уподобляемому Им закваске, положенной в муку, благодаря чемуи поднимается затем все тесто.
Не случайно просфора делится на две части так, чтобыэто было видно: видимое деление обозначает разделение невидимое. Так,мы видим перед собой плоть — мука и вода —и душу — дрожжи и вода святая — которые находятся в неразрывном, но инеслитом единстве (почему, собственно, и изготавливаются части просфорыотдельно, а затем соединяются, представляя одно целое).
На верхней части просфоры ставится печать, изображающаяравносторонний четырехконечный крест со следующими словами: надперекладиной IС и ХС (Иисус
Христос), под ней — HI и КА (в переводе с греческого — победа), чтоможно прочитать как «Иисус Христос победитель», крестом победил врагови доставил спасение людям. По преданию, этот крест со словами на нем вIV веке явился императору Константину Великому, который увидел его нанебе составленным из звезд.
Печать, о которой мы сейчас сказали, символизирует невидимую печатьобраза Божия, которым проникнуто все естество человеческое, ипредставляющее высшее начало в нем. Более того, можно вспомнить идругие символические значения просфоры. Это и соответствие ее посвоему устройству сущности человека до грехопадения, и символ,говорящий о вечности Христа (имеется в виду форма круга) и человечестваво Христе, знак того, что человек был сотворен для жизни вечной; инапоминание единства небесной и земной областей бытия, небесной иземной полноты Церкви.
Из этой служебной просфоры ножом в виде копия вырезается центральнаячасть — Агнец. Эту часть располагают на дискосе и покрывают звездицей(звездица представляет собой две металлические крестообразносоединенные дуги; в конце проскомидии она ставится на дискос,предохраняя частицы от соприкосновения с покровом), а сверху —покровами. Это символизирует Рождество Иисуса Христа, когда Он обвитбыл пеленами и положен в ясли, а звезда, взошедшая на небе, привела кнему на поклонение волхвов.
Сам Агнец надрезают крестовидно на 4 части, и правая его сторонапронзается копьем; в это же время в чашу вливают красное вино и воду.Это действо обозначает, что Иисус родился для того, чтобы пострадать,что подробные предсказания о страданиях Его и смерти появились еще доЕго рождения. Они исполнились, когда Христос висел на Кресте и воин,ударив Его копьем в бок, увидел истекшие оттуда кровь и воду.
Поскольку христианская символика многогранна, можно говорить о том,что отделение Агнца символизирует и Рождество Христа из пречистогочрева Пресвятой Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенногоестеством Божественным человеческого естества Иисуса Христа от средыгрешников, от среды мира земного, жизни земной. Поскольку отделение этосопровождалось злобой людской, вплоть до смерти, то и Агнец вырезаетсякопьем. Именно копье символизирует жестокость и телесную смерть.
Кроме Агнца, готовят еще 4 просфоры. Справа от него (если смотретьна восток) полагают частицу в честь Богородицы, слева — 9 частиц изтретьей просфоры, что соответствует числу чинов Ангелов и святых; подагнцем — взятые из четвертой просфоры частицы за здравие живых, а ниже— за упокой умерших.
В целом эти приготовления говорят о том, что на литургии приноситсяСпасительная Жертва, уже прославившая многих и ходатайствующая опрощении грехов, о получении славы и блаженства на небесах.
Приготовления (то есть проскомидия), которые мы описали, совершаютсяв алтаре, невидимо от народа, что тоже символично. Такой же тайной былоРождество Иисуса Христа, свершившееся в пещере, и так же скромна исмиренна была Его жизнь до вступления в общественное служение. Чтобывидимо это выразить, показать уединение Сына Божия в течение 30 лет вНазарете, алтарь закрывается особой завесой.
Во время проскомидии читаются часы третий и шестый (мы говорили оних выше), напоминая суд у Пилата, поругание, страдания Христа, Егострадания на Кресте (читаются псалмы 16, 24, 50, 35, 54, 90-й), вкоторых есть слова: « Призри на меня, и помилуй меня, ибо я одинок иугнетен... призри на страдание мое и изнеможение мое...» (Пс. 24, 16).
Когда приготовлено все необходимое для Таинства Евхаристии,священник провозглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и СвятагоДуха ныне и присно и во веки веков», после этого начинается такназываемая литургия оглашенных. Свое название она получила, во-первых,благодаря тому, что Христос, сошедший в мир, огласил его словом истины,а во-вторых, потому что на ней могут присутствовать и оглашенные (люди,которые только готовились к Крещению и изучали церковные законы иправила), и кающиеся, и даже язычники. В принципе, эту часть службыможно называть и общей литургией, так как ее с древних времен названныенами люди выстаивали вместе.
Слова священника повторяются трижды в знак того, что через Сынастало ясным Таинство Троицы. Верующие готовятся принести Богу молитвы ислушать Святое Писание, дабы быть готовыми к принятию Святых Тайн.
Молитвы, которые здесь произносятся, содержатся в великой ектении,которая учит, о чем именно и как должен молиться православный. Какименно? Миром, то есть с ясной и спокойной душой, не отягощеннойсуетой, тревожными мыслями, заботами; находящейся в гармонии сокружающей действительностью. Далее, молить как бы не от себя, а черезходатайство Богородицы и Святых; с совершенной преданностью иупованием на волю Всевышнего, с готовностью принять все, что Он пошлет(«Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»),поскольку «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошенияу Него».
Молятся за весь мир, за всех верующих (то есть о них), молятся облагах духовных и телесных. Чем искреннее и усерднее молитва, темболее призывает она благословение Божие на людей.
За молитвами следуют благодарения Всевышнему за благодеяния людям, аособенно за принесенное Христом спасение. Поются 102-й и 145-й псалмы,где перечисляются все милости Бога.
Благодарения и славословия оканчиваются торжественной песней в честьИисуса Христа, где Он представляется как Единородный Сын Божий: «Единсый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу». После этогоначинаются вспоминание (намеренно употребляем это слово, посколькуимеется в виду сам процесс) земной жизни Христа; Крещение Его и явлениена проповедь.
Далее открываются Царские врата, и совершается малый вход с Евангелием.
« Назад | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Вперед » |