Дни и время соверешния церковных служб

Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после прочитанных священником молитв, люди также кладут поклон, а затем, сложив крестообразно руки на груди, не спеша подходят к Святой Чаше, назвывая свое имя, а после принятия Святых Тайн целуют нижнюю часть ее как пречистое ребро Христово. После этого отходят в сторону и кладут поклоны и совершают крестное знамение только тогда, когда потребят теплоту — вино, разбавленное кипятком.

В данном случае особое положение рук заменяет крестное знамение, а действуют таким образом, чтобы не толкнуть нечаянно Чашу Святую.

Те, кто не причащается, стоят в это время в храме с молитвой, забыв о земном. Они не должны выходить из церкви, чтобы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить церковного порядка.

После приобщения Святая Чаша приобретает иной символический смысл, она обозначает Вознесение Господа и обещание Его пребывать с верующими до скончания века: «всегда, ныне и присно (то есть впредь) и во веки веков». Когда произносятся указанные слова, верующие кладут поклон с крестным знамением.

Нужно сказать, что даже те, кто не получил Святого Причастия (не посчитал себя достойным), не уходят просто так. После заамвонной молитвы (молитва, которую читает священник в конце литургии) присутствую­щим раздается антидор (в переводе «вместо дара»), который является частями от Агнца. Обычай этот ведет историю от раннехристианских времен, когда изначально причащались все присутствующие. Со временем многие стали изъявлять желание присутствовать лишь на совершении литургии, но не причащаться, так как трудно подготовиться каждый раз достойно. Людям пошли навстречу, позволили присутствовать на литургии и без участия в причащении, и вместо Святых даров непричастившимся стали давать антидор.

В связи с этим можно вспомнить и вечерю любви, которой оканчиваласьв древ­ние времена литургия. Тогда все в храме вкушали от принесенныххлебов и вина, с радостью восхваляя Всевышнего.

Окончание богослужения объявляется возглашением «с миром изыдем»(пойдем домой со спокойной душой), но до того, как люди покинут храм,священник читает молитву, в которой призывает благословение Божие навсех людей, на любящих Божественную красоту храма, на христолюбивоевоинство. Из Царских врат, словно с открытого неба, передает онблагословение Господне и просит, чтобы Бог молит­вами Пречистой СвоейМатери и всех святых помиловал и спас нас, «яко Благ и Человеколюбец».

Кроме богослужения, о котором мы рассказали, есть еще и литургияПреждеосвященных даров, когда для приобщения Тайнам даются Святые дары,уже освященные прежде.

На проскомидии упомянутого богослужения (то есть на предшествующейли­тургии) готовится один Агнец для литургии настоящего дня и два илиболее — для литургии Преждеосвященных даров. Агнцы в этом случаеприготавливаются каж­дый из особой просфоры и точно так же, как и тот,что предназначен для литургии нынешней, а затем все вместерасполагаются на блюде. Далее в чашу выливается вино с водой, илитургия идет так, как ей положено быть.

Во время великого входа все Агнцы переносятся с жертвенника напрестол, а когда настает время освящения даров, все они освящаютсявместе — молитвами, которые произносят при освящении одного Агнца. Вотличие от него, Агнцы, предназначен­ные для Преждеосвященной литургии,копьем не раздробляются, а только напояются вином, претворенным вКровь, и полагаются на престоле в особенном ковчеге. После этогоприобщаются служители церкви, а далее литургия вновь идет так, какобычно.

Обычай служить литургию Преждеосвященных даров возвращает нас вдревние времена. Несоответствие покаянного состояния души иаскетического образа жизни христиан в святую четыредесятницу радости иторжеству служения литургии привело к совершению последней толькодважды в неделю: в субботу и воскресенье на все время Великого поста.Однако, чтобы не лишать христиан благодати Святых даров на неделе, былаустановлена возможность причащаться в среду (в воспоминание преданияИисуса Христа врагам) и пятницу (в воспоминание крестных Его мук)Преждеосвященными дарами.

Чин Преждеосвященной литургии упорядочил и распространил повсеместноРимский Папа Григорий Великий (Двоеслов), взяв за основу чин литургииВеликого поста Восточной Церкви. Можно сказать, что литургияПреждеосвященных даров отличается тем, что на ней не бывает приношения  и освящения Святых даров (Евхаристии). Дьякон, выйдя наамвон, просит благословения священника («Благослови, Владыко!»), вответ на что произносится: «Благословенно Царство Отца и Сына и СвятагоДуха...», вслед за чем читается 103-й псалом («Благослови, душе мояГоспода...»), по окончании которого произносится великая ектения. Далеечитают 18-ю кафизму, славя Господа, а после каждой славы произноситсямалая ектения; уже после чтения кафизмы следуют пение «Господи,воззвах...» и стихиры.

Во время пения стихир священник в алтаре разворачивает антиминс,берет из ковчега Преждеосвященные дары и кладет их на дискосе наантиминс. После этого священник с кадилом, а дьякон со свечой обходяттри раза святой престол, кадят, а затем, до земли поклонившись СвятымДарам, священник переносит их на жерт­венник, а перед ним идет дьяконсо свечой и кадилом.

На жертвеннике в Святую Чашу вливается вино с водой и покрываетсяпокровом (как на проскомидии) во время произнесения следующих слов:«Молитвами Святых Отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуйнас».

Когда оканчивают петь стихиры, начинается вход, причем он может бытькак с Евангелием, так и без, в зависимости от того, будет ли оночитаться на литургии. После этого читают две паремии, и после первойсвященник, встав в Царских вратах с кадилом и свечой в руках лицом клюдям, осеняет всех крестом и говорит: «Свет Христов просвещает всех».

Дело в том, что в древние времена Святое Крещение называлосьТаинством света (просвещением), а во время Великого поста к немуготовились оглашенные (само же Крещение совершалось в Лазареву Субботуи Великую Субботу). Дабы возбудить в последних желание духовногопросвещения, приготовить их к нему, Церковь, через осенение видимымсветом, давала понять, что свет Христов (то есть Учение Сына Божия)просвящает всех, кто принимает Его.

 

Чин Преждеосвященной литургии упорядочил и распространил повсеместно Римский Папа Григорий Великий (Двоеслов), взяв за основу чин литургии Великого поста Восточной Церкви. Можно сказать, что литургия Преждеосвященных даров отличается тем, что на ней не бывает приношения (проскомидии) и освящения Святых даров (Евхаристии). Дьякон, выйдя на амвон, просит благословения священника («Благослови, Владыко!»), в ответ на что произносится: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...», вслед за чем читается 103-й псалом («Благослови, душе моя Господа...»), по окончании которого произносится великая ектения. Далее читают 18-ю кафизму, славя Господа, а после каждой славы произносится малая ектения; уже после чтения кафизмы следуют пение «Господи, воззвах...» и стихиры.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  Вперед »