Дни и время соверешния церковных служб
• о спасении и благословении Богом всех людей милостью Пресвятой Богородицы и святых;
• о предстоятеле Церкви — святейшем патриархе;
• о местном архипастыре, а также о всякой душе скорбящей, озлобленной, горем и бедами угнетенной, требующей милости и помощи Божьей;
• о предохранении всякого города и страны от голода, губительства, трусости, потопа, огня и междоусобной брани;
• о том, чтобы Господь услышал молитвы грешных и помиловал их (имеются в виду все православные).
Лития, совершаемая в притворе, напоминает о тех кающихся, которые в древности стояли здесь, а также священные ходы того времени, совершаемые ночью по городским улицам.
Что касается благословения хлебов, то проводится оно в память о том времени, когда христиане, всю ночь стоя в храме, подкреплялись в середине ночи хлебом и вином. Собственно же благословение отсылает нас к евангельскому сюжету о том, как Христос 5 хлебами накормил 5 тысяч человек. Помимо хлеба благословляются вино и елей, как самые необходимые для жизненного благополучия.
Затем наступает время утрени.
Утром человек как бы оживает: новые силы, светлые мысли рождаются в начале дня. Именно поэтому первым движением в душе верующего является благодарная молитва к Богу.
Восхвалив Триединого Бога, священник начинает утреню. Когда чтец читает шестипсалмие, священник тайно (про себя) читает молитвы. Церковь в это время погружена в полумрак, все свечи гасятся, горят только лампады, в знак того, что душа всякого человека погружена в пучину греха. Это плач кающегося грешника. Первые три псалма выражают скорбь души, удалившейся от Господа и ищущей Его. Чтобы не отвлекать молящихся, по уставу во время шестопсалмия не полагается даже кланяться, только смиренно накладывать на себя крестное знамение. Вторая половина шестопсалмия наполняет душу раскаянием и примирением с Богом.
Кроме того, утро напоминает и Рождество Иисуса Христа (как напоминание об этой ночи, мерцает свет лампад), даровавшего нам новую жизнь и просветившего всех светом Богопознания. В знак этого в начале утрени читают Ангельскую песнь, которую пели при рождении Спасителя: «Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».