Служба

За великой мы назвали малую ектению. Она является как бы сокращенным вари­антом первой: заключает приглашение к молитве — уже словами «паки и паки миром Господу помолимся» — и последнее прошение из великой ектении: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».

Малую ектению употребляют довольно часто, дабы душа среди священных пес­нопений не забыла о немощи своей и виновности перед Богом и чаще просила Его о помощи и заступничестве.

В середине и конце службы произносится сугубая — усиленная, удвоенная, особенно прилежная — ектения.

В сугубой ектении содержатся 7 прошений, схожих с прошениями великой екатении, но здесь они выражены другими словами и звучат несколько иначе. Вот, например, некоторые из них.

• За умерших: о блаженных создателях храма и о всех отцех и братиях.

• О здравии живых: о милости, мире, жизни, здравии, посещени, спасении и прощении грехов братии святого храма (то есть всех прихожан данного храма).

• За благодетелей: о добродеющих во святем храме сем, поющих, труждающихся и всех предстоящих людях.

Существует еще одна ектения — просительная. В ней содержатся молитвы о благах, которые необходимы каждому на каждый же день его жизни. А просительная она потому, что каждое прошение заканчивается возгласом народа: «Подай, Господи!».

Приведем эти прошения.

• Дне (вечера) всего совершенна, свята, мирна и безгрешна.

• Ангела мирна, хранителя душ, верна наставника и телес наших.

• Прощения и оставления грехов и прегрешений.

• Добрых и полезных душам нашим, и мира мирови.

• Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати.

• Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и добрго ответа на страшнем судищи Христове.

Таким образом, если говорить обо всех четырех ектениях, получается, что они охватывают все сферы деятельности и жизни, причем не только земной. Оберегается не только особое сакральное пространство, но и люди, которые гипотетически находятся внутри него.




« Назад  1 2 3 4 5 6