Служба

Соответственно, архиерей имеет при службе и некоторые отличия: возвышенное место (кафедру) среди церкви (помним, что епископ — главный пастырь), он дает благословение прихожанам обеими руками, поскольку от него исходят все Дары и Блага Божии; только он один рукополагает священников и дьяконов.

Первым среди равных епископов является Патриарх — глава Церкви.

Второй чин церковной иерархии — пресвитер, или священник, иерей. Название «пресвитер» говорит о том, что этот человек избирается из старших лиц по возрасту и благочестию. Он также имеет власть приносить бескровную жертву — молиться за людей и за прощение их грехов — но власть эта получена им от епископа.

Третий чин — дьякон (греч. «служитель»). Название это говорит нам о том, что сам он совершать богослужения не может, но служит вместе со священником и разделяет с ним некоторые обязанности во время службы.

Иподьяконом называется церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.

Поставление в иподьяконы происходит из чтецов (а последних посвящают из мирян). Посвящаемого облачают крестообразно орарем (принадлежность богослу­жебного одеяния, длинная узкая лента, более подробно об этом одеянии мы скажем ниже), архиерей читает молитву с возложением руки на голову посвящаемого.

Иподьякон готовит облачение к службе, подает дикирий и трикирий (дикирий и трикирий — особые подсвечники, использующиеся только во время архиерейской службы; введены в употребление, по всей видимости, не ранее IV—V веков. Представляют собой два ручных светильника с ячейками для 2 или 3 длинных свечей. Первый из них символизирует свет Сына Божия, познаваемого в двух естествах, второй — несозданный свет Святой Троицы. В центре дикирия, между двумя свечами, изображен крест, на трикирии же в древности знамение креста полагать было не принято, поскольку крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божьим), открывает Царские врата.

Иногда, в предусмотренных Уставом церкви случаях, указанные подсвечники носят перед архиереем, благословляющим народ. Такое право предоставляется в некоторых случаях и архимандритам монастырей.

На литургии (о ней мы будем говорить позже), например, после облачения и входа в алтарь, епископ осеняет собравшихся дикирием, находящемся в левой руке, и трикирием, который он держит в правой руке. Кроме того, дикирием осеняется и лежащее на престоле Евангелие (во время пения Трисвятого), после чего следует благословение людей.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »