Служба

Кроме того, различают белое и черное духовенство. Первые из них — женатые служители церкви, либо не принявшие постриг, но давшие обет безбрачия (целибат) люди. Вторые — священнослужители, принявшие монашеский постриг.

Помимо означенных чинов, церковная служба предполагает и особые одежды, торжественные и богато украшенные, дабы напомнить служащим, что они совершают дело Божие, а значит, должны отличаться чистотой и особенными совершенствами. Так же, пожалуй, и прихожане, видящие эти одежды, должны проникнуться благоговением при богослужении.

Особые священные одежды, по преданию, повелел Сам Бог: «...И сделай священные одежды... для славы и благолепия», — говорил Он Моисею (Исх. 28,1, 2, 40).

Все службы, исключая литургию, предполагают две одежды: епитрахиль и ризу. Первая из них переводится как одежда, носимая на шее, и представляет собой узкую ленту, спускающуюся от головы до ног священнослужителя. Своим видом она обо­значает струю невидимой благодати Святого Духа, сходящей через рукоположение Архиерейское и дающей власть совершать богослужение. Священник не может со­вершать никакой службы без нее.

Второй одеждой была названа риза. Это верхнее широкое одеяние, покрывающее всего священника (в древности она и спереди спускалась до пола). Данная строка из псалма говорит о том, что риза симво­лизирует обилие и полноту благодати, дарующейся священнослужителю, и радость, с которой он совершает богослужение.

Дьяконы также носят особую одежду во время службы, она называется стихарь.

Это пестрое полосатое одеяние, происхождение которого объясняется одежда­ми Ангелов, являющихся в белых и блестящих одеждах, обозначавших чистоту и святость. Поскольку дьяконы не совершают богослужения, а только служат при нем священнику, то и одежда их напоминает служение Ангелов, радость и чистоту, с которыми они служат. Поверх стихаря надевается орарь, представляющий собой длинную узкую ленту, символизирующую крыло Ангела, точнее, тот род крыльев, которые мы видим на иконах. Обозначают они быстроту Божьих Вестников, с ко­торой последние сходят с небес на землю. Кроме этого, орарь символизирует благодатные дарования дьякона как священнослужителя. Дьякон носит орарь на левом плече, один конец одеяния спускается на грудь, другой — на спину. Архидьякон и протодьякон (оба представляют старших дьяконов: первый — в монашествующем духовенстве, второй — в белом; звания даются в качестве вознаграждения) носят особый — двойной — орарь, а именно — два ораря, один из которых надевается, как у дьяконов, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется конца­ми. Иподьякон надевает орарь крестообразно, поскольку он не имеет благодатных даров священнослужителя.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »