Искусство XV века

Два комплекса икон происходят из Кирилло-Белозерского монастыря и расположенного в окрестностях Ферапонтова монастыря села Бородава. Созданные на протяжении второй половины XV - начала XVI века, иконы написаны с большим мастерством. Они принадлежат разным мастерам и свидетельствуют об активной художественной жизни в обителях „заволжских старцев" еще до приезда в Ферапонтов монастырь для росписи стен знаменитого великокняжеского мастера Дионисия с сыновьями на рубеже XV-XVI веков.

К XV веку относятся происходящие из села Бородавы иконы деисусного чина с ростовыми изображениями Василия Великого, Георгия и Дмитрия. По иконографии прослеживается их преемственность с произведениями школы Андрея Рублева, но автор бородавских икон придал им совершенно иное духовное звучание. Бородавские иконы покоряют чарующей простотой образа, глубиной ясного и устойчивого миропонимания. Смешанные черты новгородской и московской школ присущи четырем „праздникам" из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и датируются около 1497 года, когда собор был освящен. В целом этот иконостас является одним из наиболее значительных как по качеству, так и по сохранности иконных ансамблей XV века. На иконах в собрании музея представлен страстной цикл: „Христос на суде Пилата", „Шествие на Голгофу", „Утверждение креста", „Положение во гроб", а также „Снятие со креста". Исследователем этого ансамбля О. В. Лелековой установлены некоторые интересные технические приемы, которыми пользовались мастера. Так, иногда они подмешивали в краски толченое стекло с целью усилить цветовую эффективность живописи. Исполнение свидетельствует также о хорошем знании иконописцами произведений византийского искусства, на что указывают, например, такие иконографические особенности, как античные шлемы воинов и характер архитектуры, восходящей к византийским образцам.

Отмеченные особенности тем более интересны, что в это время прямого воздействия константинопольского искусства, как прежде, не было, и обращение к византийскому художественному наследию становится частью политики, направленной на возвеличивание московского княжества. В то же время в иконописи распространяются национальные мотивы. Так, в относящихся к тому же периоду (или немного позже) таблетках из Софийского собора в Новгороде на те же сюжеты изображения русифицированы. Руководство создания кирилло-белозерского иконостаса принадлежало, видимо, Москве. Определенная консервативность кирилло-белозерских „праздников" видна и при сопоставлении их с „Положением пояса и ризы Богоматери во Влахернском храме в Константинополе" (около 1486 г.), несколько более ранним, чем „праздники", и происходящим из смежной местности: в этой иконе применены совершенно иные приемы, отражающие новые искания русских мастеров того времени.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »