Искусство XV века

К числу лучших памятников московской школы принадлежит „Иоанн Предтеча, из деисусного чина" (конец XV в.) из Николо-Песношского монастыря. Икона написана плавями, пропорции фигуры аристократически утонченные. Дух созерцательности, которым веет от образа, восходит к произведениям круга Андрея Рублева и передает то состояние „священного молчания", которое характерно для московских памятников, пришедшее в московское искусство с Афона. Интересно сравнить данную икону с поясным изображением Иоанна Предтечи из села Ободова (вторая половина XV в., тверская школа). Образ Иоанна Предтечи каждый из авторов чувствует по-своему. Оба изображения происходят из поясного деисусного чина, но ободовский Предтеча написан мягче и живописнее.

В иконе из Николо-Песношского монастыря на Иоанне - хитон глубокого зеленого цвета, изысканно сочетающийся с золотом фона. Его склонение перед Иисусом исполнено достоинства. Автор ободовской иконы подчеркивает в Иоанне черты пророка: хотя голова наклонена к Христу, но взгляд широко открытых глаз направлен на зрителя, выражая обращение, как бы призыв к нему. Ободовский Предтеча также одет в традиционный зеленый хитон, но светлого, теплого тона, который здесь соответствует его задумчивому, успокоенному облику. В ободовском Предтече больше национальной русской мягкости, доброты. И вместе с тем в его взгляде - глубина, бездонность, редко встречаемая даже в средневековом искусстве при всей его устремленности к выражению духовного в человеке. Несомненно, автор икон из села Ободова выражал вкусы и представления высших кругов тверского общества так же, как автор „Иоанна Предтечи" из Николо-Песношского монастыря выражал московские идеалы.

Зеленый цвет наиболее каноничен для Предтечи. Иногда он заменяется желтым и дополняется синим. В древнерусской живописи, при крайней скупости ее художественного языка, отдельные элементы вырастают до очень широкого значения, становясь своего рода знаком. Так, цвета одежд Предтечи вызывают ассоциацию с природой, символически представляют его как сына земли.

Из деисусного чина, к которому принадлежит ободовский „Иоанн Предтеча", сохранилось принадлежащее тому же мастеру изображение Богоматери (вторая половина XV в.). Массивный мафорий подчеркивает хрупкость, прозрачность ее облика, и совсем неожиданно прочитывается властная державность во взгляде, в легком склонении головы, в необычном жесте поднятой руки.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »