Искусство XV века

Иконография „Распятия" следует старому византийскому изводу, распространенному с X века. Художественность исполнения выявляется, прежде всего, в стройности всей композиции, в мягком, изысканном колорите. Необычна выдвинутость фигур на первый план. Фигуры предстоящих приземисты по сравнению с общей иконной традицией XV века, но их пропорции близки к классическим и восходят к средневизантийскому периоду. Они соответствуют пропорциям креста, делящего иконное поле на четыре части, ритмично заполненные внизу предстоящими, а вверху - ангелами. Как обычно, изображение соответствует наиболее трагическому моменту повествования о смерти Христа. Тело умершего едва начинает медленно сползать вниз; слегка наклоненные фигуры Марии и Иоанна Богослова выражают готовность броситься к телу Иисуса. Встречное движение - особенность, отличающая икону от большинства одноименных изображений этого времени, где в фигурах предстоящих подчеркивается скорбная неподвижность. Выбор для изображения момента первичного, едва заметного движения говорит о тонком замысле художника. Вместе с тем этот интерес к движению навеян палеологовской эпохой, но в соответствии с русскими традициями оно получает сдержанность. О тонком вкусе иконописца свидетельствует также равновесие композиции. Тело Иисуса в его последнем вздохе склоняется к Марии, и ее фигуру иконописец сделал подчеркнуто более узкой и легкой, чем мужественную фигуру Иоанна. Объемность фигур Христа и Иоанна говорит о связи иконы с балканским искусством.

Ко второй половине XV века относится поясное изображение Власия, епископа Севастийского. Несмотря на плохую сохранность, „Власия Севастийского" можно считать одной из интереснейших икон собрания. Великолепны свободный рисунок и прозрачная красочная гамма. Неожиданно крупные медальоны контрастируют с удлиненной полуфигурой святого. Легкая, как бы небрежная графичность линий, не установившийся канон пропорций, характер рисунка благословляющей руки восходят к традициям XIV века. Однако облачный фон в медальонах близок небольшой иконе Николы Можайского из Государственной Третьяковской галереи, датируемой XV веком. Надпись, содержащая явные балканиз-мы, по начертанию близка к группе рукописей середины XV века из Троице-Сергиевой лавры. Другой балканизм - цветной омофор. По происхождению икона относится к малоисследованной рязанской живописи.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8  Вперед »