Искусство XV века

„Праздники" принадлежат лучшим мастерам ансамбля. Их авторы моделируют лики прозрачными плавями в лучших традициях XV века. Интересно построена сложная композиция „Христос на суде Пилата". Этот сюжет, восходящий к ранневизантийскому искусству, довольно редок в древнерусской живописи. Композиция иконы построена в виде треугольника, вершиной которого является второстепенная по значению фигура женщины, льющей воду на руки Пилата. Христос - в нижнем углу, напротив - Пилат, беседующий с первосвященником. Безучастную женскую фигуру художник выделяет, однако, еще и цветом, желая подчеркнуть драматичность момента: именно омовением рук Пилат предает Иисуса Христа на казнь. Характерно, что художник строит композицию на основе единства разновременных действий. Это ведет к деформациям и сложным пространственным построениям, в которых каждая деталь приобретает новый смысл, обусловливаемый неожиданными сочетаниями форм. Так, ножка седалища, висящая в воздухе, становится знаком шаткости положения Пилата вследствие его предательства по отношению к Иисусу.

Гармоничной стройностью отличается „Положение во гроб". Этот сюжет был значительно более распространен в русском искусстве, чем предыдущий. Он входил почти в каждый крупный иконостас. Икона уравновешена по композиции и строга по рисунку. Очень выразительны крайние слева фигуры второго ряда: у обеих приподняты руки, и эти жесты композиционно замыкают сцену. Они очень важны также для психологической характеристики изображенных лиц, выражая трагедию веры и недоумения учеников после смерти Иисуса. Умело использован цвет: в первом ряду насыщенность тона возрастает от фигуры Иосифа Аримафейского (справа) к фигуре Богоматери (слева), склонившейся к лику Иисуса. Такое постепенное усиление тона направляет взгляд зрителя к лику Иисуса как смысловому центру композиции. Во втором ряду цветовой ритм меняется: чередуются красновато-коричневые и сине-зеленые тона фигуры. Сопоставление двух ритмических рядов - направленного и статичного - взаимно усиливает их звучание и способствует выявлению смысла происходящего: отношения близких к Иисусу.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8