Особое пространство Храма. Поведение человека в церкви

По центру антиминса, ближе к верхнему краю, лежат зашитые в мешочек святые мощи. На сложенном антиминсе, на престоле, находятся Евангелие и плоская губка, которой собирают частицы Святого Хлеба с дискоса во время литургии.

Дискос служит для размещения на нем вырезанной из просфоры средней части с печатью наверху (о просфорах и символическом их значении мы поговорим несколько позже). Названный предмет имеет особую сим­волику. Во-первых, дискос символизирует то блюдо, с которого Спаситель взял хлеб на Тайной вечере и, претворив его в Свое Пречистое Тело, дал ученикам (конечно,

упоминаний об этом блюде в текстах Евангелия нет, но хлеб в те времена, особенно во время праздничных трапез, подавался только на блюдах); во-вторых, форма блюда обозначает круг, совокупность Церкви и вечность Церкви Христовой (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность).

Во время богослужения дискос приобретает все новые символические значения. Так, на проскомидии (первой части литургии) он знаменует вифлиемские ясли, в которых был положен родившийся Иисус (по этой причине данный сюжет иногда изображен на самом дискосе). Когда во время литургии Святые Дары переносят с жертвенника на престол, дискос обозначает гроб, в котором покоилось Тело Христа и откуда совершилось воскресение.

На самом блюде часто создают изображение, которое подходило бы к обоим указанным значениям. На дне можно увидеть двух коленопреклоненных Ангелов, как бы служащих стоящему между ними Агнцу. По плоскому краю дискоса обычно идут слова Иоанна Крестителя: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира». На дне блюда, под словами «Се, Агнец Божий», ставится небольшой крест, обозначая ту сторону блюда, которая должна быть обращена к востоку.

В древние времена дискос не имел ножки и подставки, это было просто круглое блюдо. Видоизменение, помимо удобства, принесло и дополнительное символическое значение. Дискос с широкой подставкой стал представлять два соединенных между собой круга, что соответствует двуединой природе Господа Иисуса Христа. Два начала пребывают в Нем в не слитом, но в то же время и в нераздельном единстве. Это соответствует и двум кругам просфоры, нижний из которых символизирует человеческую природу Христа, а верхний — Божественную. Кроме того, подобная форма соответствует и двум частям Церкви Христовой — небесной и земной, а также двум областям творения (небесному и земному бытию), которые тесно связаны друг с другом, но не сливающимся окончательно.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  Вперед »