Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Пафнутьев Боровский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/5


Собор Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря — одно из самых совершенных творений архитектуры XVI века. В нем угадываются глубоко переработанные формы Архангельского собора Московского Кремля. Приделы собора посвящены Св. Федору Стратилату и Св. Великомученице Ирине — святым, тезоименитным царю Федору и его супруге, царице Ирине. В толще стен собора проложена лестница, выводящая на кровлю, откуда открывается потрясающий по красоте вид на Боровск и окрестные леса.

В стену Ирининского придела вставлена надгробная белокаменная плита с надписью: «Лета 1599 года апреля 27 дня преставися раб Божий Великого Государя и Великого Князя Федора Ивановича всея России Дядько Окольничий Лупп зовомьтй Андрей Петрович Клешнин, во Иноцех Левкий Схимник». Речь здесь идет об окольничем А. П. Клешнине, посланном вместе с Василием Шуйским в Углич для производства следствия по факту гибели царевича Дмитрия. Клешнин был автором документа, в котором причиной гибели царевича объявлялся несчастный случай. Впоследствии, не выдержав угрызений совести из-за совершенного подлога, Клешнин постригся в Пафнутьевом монастыре, чтобы замолить этот грех, совершенный им в угоду Годунову.

Сильно пострадавший в 1610 году, собор был восстановлен на средства боярина Лыкова.

Внутри собор кажется еще огромнее, чем снаружи. Стены, столпы, своды — все расписано фресками. В 1644 году собор расписывали мастера Оружейной палаты, незадолго до того работавшие в Успенском соборе в Москве. В позднейшее время фрески неоднократно поновлялись.
Резные царские врата иконостаса, по мнению некоторых иследователей, свидетельствуют о художественных связях Боровска с искусством далекого Крыма. В соборе, в обитой серебром гробнице, сооруженной князем Репниным, покоились мощи св. Пафнутия.

В 1511 году в монастыре была возведена каменная трапезная с Красным крыльцом. Сегодня это самое древнее сохранившееся здание монастыря. Построенная в начале XVI века она хранит в себе суровый дух той эпохи — стены неимоверной толщины, окошки крошечные. Вход в трапезную палату оформлен с особой торжественностью, первоначально его украшала роспись, частично сохранившаяся. Внутри трапезной разместились просторные палаты, среди которых выделяется большой зал с массивным столбом в центре, на который опираются своды.Такая конструкция получила название одностолпнои палаты и была широко распространена в русском средневековом зодчестве. Площадь трапезного зала составляет около 200 квадратных метров. К нему примыкают два маленьких помещения — келарская «палатка» и домовая церковь.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7  Вперед »