Искусство середины XVI века

По характеру форм к „Иоанну Златоусту" из Мурома близка икона с поясным изображением Николы середины XVI века из города Дмитрова, относимая к московской школе. Светлый, голубовато-зеленый фон написан прозрачно. Его холодному тону противостоит теплая гамма цвета фигуры Николы, в основе которой лежит красный цвет, в наиболее чистом виде данный в обрезе Евангелия. Используются также основные производные от красного цвета - вишневый в цвете фелони и оранжевый, последний - двух оттенков: более чистый - в переплете книги, в кайме поручей и выреза фелони и более близкий к желтому - в цвете омофора.

Лик Николы прорисован тонко и тщательно. В иконе можно отметить две иконографические особенности: Христос и Мария изображены не в сферах, а прямо на общем фоне иконы; кроме того, нимбы даны не цветом, как обычно, а в виде линии, прочерченной прямо по фону. Любопытно, что обе эти особенности встречаются в византийской иконографии с XIII века, где они возникли под западным влиянием.

В русской иконографии изображения Христа и Марии с этими особенностями встречаются редко и обычно в новгородских памятниках. Московским митрополитом в середине XVI века был новгородский архиепископ Макарий, активно покровительствовавший искусствам и привезший в Москву своих новгородских мастеров. Этим и объясняется наличие подобных „новгородизмов".

По-видимому, определенная московская мастерская пользовалась большой популярностью и имела широкий рынок сбыта, а также и последователей. К той же мастерской, выполнившей, вероятно, „Иоанна Златоуста" из Мурома и „Николу" из Дмитрова, можно отнести небольшую икону „Деисус" (около 1551 г.), также московскую, и более ранние царские врата из Вологды (Дом-музей П. Д. Корина); они отражают разные этапы деятельности этой мастерской. Трудно допустить, чтобы вещи одинаково высокого совершенства и близкие по стилю выполнялись в разных центрах. Установить время создания „Деисуса" помогает интересная деталь, открывшаяся при реставрации. Оказалось, что благословляющая рука Спаса переписана в момент создания иконы: именословное благословение заменено двуперстным. Последнее было канонизировано Стоглавым собором как единственно правильное. По-видимому, икона была закончена сразу после того, как постановление собора вступило в силу, то есть в первой половине 1551 года. В этом убеждает высокая художественность иконы, ее автор был несомненно видным художником и в качестве такового почитался „паче простых человек", как говорит Стоглав; как москвич, был известен, вероятно, митрополиту и царю, и его иконы могли быть образцовыми, показательными произведениями. Придворным назначением его искусства и объясняется наличие исправления, которого в другом случае могло бы и не быть.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »