Искусство середины XVI века

Искусство середины XVI века весьма разнообразно по направлениям, несмотря на то что границы местных школ стираются под преобладающим влиянием московской школы. Рядом с консервативной тенденцией, стремящейся удержать традиционный характер формы, и рядом с народной тенденцией развивается направление, в котором проявляются черты все большей утонченности. Строгие и величественные формы XV века сменяются изяществом стиля, который в конце концов растворится в маньеризме XVII века.

Общерусское культурное значение Москвы нарастает все более стремительно. В области архитектуры в это время Москва создает совершенно новый тип каменного шатрового храма, выраженный в таких шедеврах, как храм Вознесения в Коломенском (30-е гг. XVI в.) и Покровский собор на Красной площади в Москве, построенный Бармой и Постником (1555-1560 гг.) в честь победы над Казанью. Эти и подобные им храмы поражали каждого посетителя столицы в XVI веке не менее, чем теперь. Одновременно Москва становится главным литературным центром: здесь создается „Сказание о князьях Владимирских", основные летописные своды и другие произведения, которые иллюстрировались огромными сериями миниатюр. Под руководством митрополита Макария (бывшего, кстати, иконописцем) создается громадный свод „Великих Миней Четий". Все это способствует развитию московской живописи и ее преобладающему влиянию в русском искусстве. Произведения московского искусства получают в этот период все более широкое распространение.

Одним из показательных для иконописи новшеством XVI века является более широкое, чем раньше, распространение зеленых фонов. Семантика их не вполне ясна: возможно, зеленый цвет заменял голубой в качестве небесного символа. По-видимому, они становятся особенно типичными примерно со второй четверти столетия. В музее имеется группа зеленофонных икон, стилистически связанных между собой и тяготеющих к московской школе.

Одной из лучших зеленофонных икон собрания можно считать изображение Иоанна Златоуста из крупного по размерам деисусного чина из города Мурома начала - первой трети XVI века. Нежно-зеленоватый с голубыми оттенками фон написан легко. Позем - в резком контрасте с фоном. Иоанн изображен в белых одеждах, гармонирующих с фоном, благодаря чему его фигура производит впечатление прозрачности - бестелесности. Она набросана несколькими четкими линиями, выявляющими контуры его расходящегося книзу саккоса, основные членения рук и наклон головы. Коричневые кресты в кругах на саккосе написаны свободной кистью. Зеленая гамма дополняется голубым цветом отворотов рукавов, а коричневые линии саккоса и омофора - красным цветом обреза Евангелия в руках Иоанна. Обрез Евангелия является контрастным к фону наиболее ярким пятном, цветовой и смысловой „точкой покоя" в изображении. Четкие формы лика уверенно вылеплены. Расширенная лобовая часть головы соответствует типу конструкции головы классического периода иконописи XV века, но несколько сглажена по силуэту при переходе в лицевую часть в соответствии с общим стилем XVI века.


1 2 3 4 5 6  Вперед »