Искусство середины XVI века

И по иконографии, и по некоторым стилистическим признакам это изображение Иоанна Златоуста близко иконе „Иоанн Златоуст" середины XVI века из села Маркова Ярославской области. Однако муромская икона написана тоньше и мягче, в более свободной манере. Явное сходство обоих произведений заставляет предположить, что икона из села Маркова и парная ей икона Василия Великого написаны, вероятно, под влиянием мастерской, исполнившей икону из города Мурома, хотя и на разных этапах ее существования. При этом парные иконы из села Маркова являются опиленными створами царских врат, на что указывают евхаристические свитки в их руках.

Для этих произведений характерен геометризм форм. Но геометризм в эмоциональном отношении различен. Древнерусский художник любит наиболее спокойные формы: круги, квадраты, равноконечные кресты, вызывающие ощущение устойчивости. Он располагает их свободно, объединяет легкими дополнительными элементами. Умеренные сдвиги всей этой орнаментики создают впечатление бестелесности и духовной значимости образа. Иконописец умело использует эти художественные эффекты. В них он видит пробуждение зрителя к „блаженному" состоянию, которое в его понимании возводит к „мудрости". Эти приемы являются своеобразной художественной находкой древнерусской иконописи в духе развития византийских традиций.

В иконе Иоанна Златоуста из села Маркова этот геометризм выражен в тщательности отбора линий, образующих форму. Но механически точных соответствий в них нет, ритм подобен свободному дыханию. Прикосновение кисти художника к создаваемому им образу исполнено сдержанности и целомудренной чистоты, как если бы оно относилось непосредственно к реально существующему и значительному для мастера лицу. Условная бесплотность тела сочетается с отвлеченной объемностью лика. Этот специфический прием с конца XV - начала XVI века формирует стиль, характерный для русского искусства того времени и позволяющий создавать образы исключительной одухотворенности.

Из того же села Маркова происходят врата с евангелистами (третья четверть XVI в.), которые также находятся в собрании музея. Они отличаются суровостью художественных средств. Отождествить их по стилю с изображениями святителей из села Маркова трудно.


« Назад  1 2 3 4 5 6  Вперед »