Чины святости

Общественно-государственное служение составляет основу подвига многих про-славленных новгородских князей, которые до сих пор занимают особое место среди русских святителей. Вплоть до момента потери Новгородской республикой самостоятельности они являлись ее правителями и прославились строительством храмов, каменных палат, щедрой милостыней, деятельностью скрипториев.

Политическая деятельность в большой степени окрашивает и церковное служение митрополитов Московских Алексия, Ионы и Петра. Но в отличие от новгородских владык, которые отстаивали интересы Новгородской республики, Московские митрополиты проводили политику общенационального значения. Один из самых цельных образов епископа-правителя явлен в житии митрополита Алексия, который трудлсяв качестве регента над созданием Московского государства в дни малолетства Дмитрия Донского.

Деспотический режим правления, характерный для первого русского царя Ивана Грозного, потребовал от святителей эпохи подвига в исповедовании правды перед тираном.

Требование прекратить проливать кровь христианскую, отстаивание истины благочестия стоило жизни митрополиту Филиппу (Колычеву). С постепенным усилением царской власти роль митрополитов в политической жизни падала. Государи стремились отстранить их от большой политики, и все чаще стали навязывать им свою волю и в церковных делах. Отныне епископское служение основном ограничивалось миссионерской деятельностью.

Особым временем, которое потребовало от епископов подвига исповедничества, стали 20—30-е годы XX века. Новое советское правительство, получившее власть в результате Октябрьской революции 1917 года, предприняло попытку путем насильственного физического устранения верующих уничтожить всю Русскую Православную Церковь. Особую «опасность» для власти представляли церковные иерархи. Большое число священников, епископов, митрополитов, иноков было оторвано от паствы, сослано и расстреляно. Первым, кто принял на себя организованне Советами давления на Церковь, был патриарх Тихон (Белавин). Он был канонизирован в 1989 году и стал первым святым русским патриархом.

Юродивые

Так называется еще чин святости, который вошел в Русскую Церковь с начала XIV века, хотя в истории Православной Церкви образ юродивого был известен едва ли не с самого ее основания. «Христа ради юродивый», или «блаженный», — это человек, который принял на себя облик безумия ради отвержения всех ценностей мирской жизни. Образ жизни таких людей есть род самоотвержения, при котором человек отказывается от всего житейского и суетного. Требования плоти, телесный комфорт, всякие приличия, принятые в обществе, им отвергаются. Тело полностью подчиняется духу. Забывая о себе, такой человек служит  Богу и людям.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »