Чины святости

Подтверждением этого служит выразительный эпизод, приводимый в одной из редакций жития князя Александра Невского. Во время нашествия на Москву хана крымского Девлет Гирея, инок Рождественского монастыря в городе Владимире молился около раки с мощами Александра Невского. Вдруг он увидел, как в храм вошли святые князья Борис и Глеб и начали призывать Александра Ярославича подняться на защиту своего отечества. Затем уже втроем они отправились к Успенскому собору за князем Андреем Боголюбским, Всеволодом, Георгием и Ярославом Всеволодовичами. Далее они поспешили в Ростов за Петром Ордынским и так собрали «святую рать» для обороны родной земли.

Весь сонм святых князей в зависимости от совершенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп.

Первую группу составляют князья равноапостольные, подвиг которых состоит в распространении христианства. Это, в первую очередь, святой князь Владимир, великий креститель Руси, и его бабка — святая княгиня Ольга. К чину равноапостольных князей причислен также и Константин, просветитель языческой Муромской земли.

Вторую группу составляют князья-иноки: например, князь Никола Святоша (XII век), бывший смиренным иноком Киево-Печерского монастыря, и Заозерский князь Андрей (XV век), еще в юности принявший монашеский постриг и трудившийся на ниве служения Богу в северном Спасо-Каменном монастыре.

Третья, самая многочисленная группа — это князья-страстотерпцы. К ним относятся и князья, которые стали жертвами различных политических убийств (Игорь Киевский, Андрей Боголюбский, XII век), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович, XIII век), и князья, которые претерпели мученическую смерть при отстаивании христианской веры (Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович, XIII век).

Большинство князей, удостоенных небесной славы, жили в эпоху монголо-татарского нашествия. Тогда все исторические обстоятельства просто обязывали их следовать примеру великих князей Бориса и Глеба. Однако в эпоху, когда складывалось централизованное государство, княжеская святость иссякает. С того момента, как русскими людьми был усвоен византийский государственный идеал, не был канонизирован ни один московский правитель.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »