Чины святости

В его житии труд, молитва и служение миру находятся в гармоническом равновесии. Именно эти два пути в подвигах великих мучеников Феодосия и Антония переросли в два потока иноческой жизни, один — аскетически-героический, другой — смиренно-послушный. Наиболее ярко они воплощены в двух персонажах известного Киево-Печерского патерика: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый — это суровый старец-аскет, который провел жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй — художник, светлый труженик, чьи чудесные краски обладали способностью исцелять прокаженных.

Развитие монашества на Руси, основанного Феодосием и Антонием, на целое столетие было прервано монголо-татарским разорением. Именно в этот тяжелый период был подготовлен путь, на который вступили иноки Руси во второй половине XIV века, — путь основания новых обителей в глухих лесах северо-восточных русских земель.

Центральной фигурой этого возрождения стал Преподобный Сергий Радонежский. Большинство святых XIV и начала XV века — его ученики. Сергий Радонежский не изменял сложившемуся типу святости русского монаха. В его жизни присутствуют и телесная сила, и «худость риз», и крепость, но более смиренной становится кротость Преподобного, а чудеса его — благодетельными и безгневными. В этом обновленном образе простоты смиренной проступает и таинственная глубина постижения Бога, которая позволяла святому Сергию быть собеседником горних сил и созерцателем самой Святой Троицы. Являясь последователем аскетической практики «умного делания», пришедшей с Востока, Сергий Радонежский соединил любовь к молитве с деятельным участием в жизни Московского государства. Дав свое благословение князю Дмитрию Донскому на ратный подвиг, он во многом определил историческую судьбу Московского княжества. В сознании людей  московских, которые видели в нем своего заступника и покровителя, святой Сергий Радонежский занял место рядом с великими князьями Борисом и Глебом.

В XVI веке в мощном потоке развития иночества на Руси произошел раскол на так называемых «нестяжателей» и «иосифлян». Первые, которые являлись последователями святого Нила Сорского,  выступали в роли хранителей заветов Сергия Радонежского.  Иосифляне следовали своему новому учителю, преподобному Иосифу Волоцкому, в житии которого выделяются совершенно иные черты русского монаха: талант хозяина и строителя, практический ум, строгость соблюдения уставных правил, жестокость  и непримиримость по отношению к инакомыслящим. В течение всей своей жизни Иосиф Волоцкий тесно был связан узами дружбы с князьями московскими Василием III и Иваном III. Иосиф содействовал постепенному превращению московского князя в православного царя, и тем самым невольно разрушал традиции Преподобного Сергия Радонежского, которые оказались для идеологии Московского царства слишком стеснительными.


« Назад  1 2 3 4 5 6 7 8 9  Вперед »