Церковь Ильи пророка
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
Церковь Ильи Пророка в Ярославле называют сокровищницей древнерусского искусства. Ее стены расписывала в 1680—1681 годах артель костромских мастеров во главе с выдающимися художниками того времени Гурием Никитиным и Силой Савиным. Заказчицей стенной живописи храма была Улита Макарова, вдова Нифотея Скрипина. В работе приняли участие и четыре местных, ярославских художника во главе с Дмитрием Семеновым. Эти грандиозные фрески сохранились до наших дней. Они ни разу не были записаны и только промывались от грязи в 1902 и 1955 годах. Фрески Ильинской церкви представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.
Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом — ведь художник никогда не бывал на юге... Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии облачены в русские сарафаны и рубахи. Зато великолепно изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой — здесь уж мастера знали, что изображали!
Фрески ярославских и костромских мастеров второй половины XVII века демонстрируют совершенно новую для древнерусской монументальной живописи повествовательную систему, восходящую к работам римских и флорентийских художников середины XVI века. Большую роль сыграло появление на Руси так называемой «Библии Пескатора», богато иллюстрированной гравюрами голландских мастеров (первое издание — 1650 года, второе — 1674 года), из которых ярославские и костромские живописцы черпали не только сюжеты, но и композиционные схемы. Тем не менее ни о каком переломе мировоззрения, ни о перемене вкусов русских мастеров говорить не приходится — речь идет об обогащении приемов древнерусской живописи, о творческой переработке новых веяний.
Распространению западноевропейских художественных влияний на русское искусство способствовали иноземные мастера Оружейной палаты — немцы, шведы, голландцы и поляки. Их приток в Москву резко усилился во времена правления Михаила Романова, в 1630—1640-е годы, и продолжался на протяжении всего XVII века. Голландские и немецкие живописцы, среди которых особо следует назвать Ганса Детерсона и Даниеля Вустерса, принесли в Россию традиции европейского маньеризма — художественного течения XVI века, предшествовавшего барокко. Близкие художественные идеи проникали на Русь и через Украину.