Спасо-Яковлевский монастырь
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/2
С 1794 года в Спасо-Яковлевском монастыре на средства графа Н. П. Шереметева развертывается широкое строительство, превратившее монастырь с обликом XVII века в своего рода духовную резиденцию, выполненную уже в духе классицизма.
Первой была построена Дмитровская церковь по проекту архитектора Е. Назарова и крепостных Душкина и А. Миронова. Церковь была окончена в 1802 году, когда к ней пристроили несколько низкую трапезную с широким, но более высоким ионическим портиком. Сам же храм украшен коринфскими портиками с южной и северной стороны с несколько чрезмерно пышными капителями.
Помимо этого в храме, имеющем пять глав (тем самым он как бы перекликается с Зачатьевским собором), великолепно обыграна форма купола, полукруглых и овальных окон, что делает его выдающимся произведением русского классицизма. Барельефы на растительные темы, скульптура в тимпане фронтона и скульптуры ангелов в нишах вносят элемент пластичности в этот и без того пластиче¬ский по своим формам храм.
Некоторые исследователи считают, что автором скульптурного убранства был московский скульптор Г.Т. Замараев, что вполне возможно. Не менее эффектен храм внутри с его кессонированным куполом и прочими классическими элементами, хорошо освещенными через широкие окна.
Композиция из двух храмов показалась недостаточной, и вот в 1824–1834 годах рядом с Зачатьевским собором появилась Яховлевская церковь. Ее автором называют того же Панькова. В ее облике есть элементы, заимствованные из Дмитровского храма. Но если там нас поражает , мастерство общего построения и безупречность форм деталей, то здесь отдельные части выглядят несколько провинциально, хотя по-своему и не лишены определенных положительных художественных свойств.
Ее постройка усилила классицистическую основу ансамбля, тем более что с западной стороны появились парные портики, объединившие ее с Зачатьевским собором. Люкарны и другие декоративные элементы усилили эту общую связь, превратив два храма как бы в один значительной величины.
Возможно, это усиление архитектурной «шеренги» трех храмов Спасо-Яковлевского монастыря было вызвано неплохой по формам, но скромной по деталям колокольней, построенной между 1776 и 1786 годами. Она подчеркнула восточно-западную ось всей композиции, как ворота подчеркивали, но в меньшей степени, юго-северную.