Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Спасо-Яковлевский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/2


Казалось, что фантазия зодчих митрополита Ионы была настолько сильна, что трудно было представить сооружение зданий совершенно иного стиля. Однако, когда мы приближаемся к западной окраине города, то перед нами вырастает такой силы классический по своим формам ансамбль, что ему даже в Москве найдется мало равных. И, несмотря на все свое отличие от митрополии, Спасо-Яковлевский монастырь, стоящий на самом берегу озера, обилием своих глав, оригинальными псевдоготическими башенками и многочисленными храмами (вместе с собором Спаса «на песках», стоящим рядом) перекликается с тем, что пленяет нас в центре Ростова. Зодчие XVIII—XIX веков, хотя и работали в иных стилях, не теряли чувства ансамбля, умея вписать барочный или классический портик или здание в древнее окружение так, что они не казались чем-то чужеродным.

Спасо-Яковлевский монастырь был основан в конце XIV века, но до XVII столетия его здания оставались деревянными. Лишь в это время появляются каменные строения. Первым, конечно, был собор, построенный в 1686 году в честь Троицы, но позднее, в 1754 году, переименованный в Зачатьевский. В XVIII и XIX веках собор был обстроен крытыми папертями с классическими портиками, что соответствовало общему стилю перестройки монастыря, предпринятой в это время. В те же годы была изменена и форма куполов. С южной и восточной стороны уцелели декоративные детали, свидетельствующие, что строившие собор мастера ориентировались на строительную практику ионинских зодчих.
В 1689–1690 годах собор был расписан. Фрески принадлежат к лучшим циклам стенописи Ростова. Любопытно, что по низу стен идут сцены из жития ростовского епископа Иакова, основателя монастыря, выступавшего против еретика Маркиана, проповедническая деятельность которого во многом отражала материалистические взгляды.

В Спасо-Яковлевском монастыре алтарь внутри сделан по типу алтарей церквей митрополии, т. е. на сплошной стене написаны изображения, входящие в состав иконостаса, что свидетельствует о той же «ионинской школе» живописи, так широко представленной в Ростове.

Особенностью храма следует считать второй ряд арок, соединяющих столбы храма между собой и со стенами.

Сейчас трудно сказать, была ли эта конструкция выполнена с целью укрепления сводчатых перекрытий храма или она носила декоративный характер, подобный особенностям надвратных храмов митрополии.


1 2 3 4  Вперед »