Спасо-Андроников монастырь
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
Собор, созданный при участии Андрея Рублева, поражает своим оригинальным обликом. «Зело красен» — таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-сузальского храма, но его внутренне содержание совершенно иное. Это — памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлен ввысь, и в этом застывшем в камне движении, кажется, навеки запечатлен тот взлет русской духовной жизни на рубеже XIV—XV веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Андрея Рублева, Епифания Премудрого, Феофана Грека. Недаром позднее, в конце XV и в XVI веке московские зодчие вновь и вновь обращались к образу Спасского собора, ища в нем источник вдохновения.
Спасский собор Андроникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную мастером Петром Милонегом на рубеже XII—XIII веков. Можно подумать, что строившие Спасский собор зодчие были знакомы с творением Петра Милонега.
В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его преемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря — образ Спаса Нерукотворного, привезенный митрополитом Алексием из Царьграда.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. И сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом лтасо-Андроникова монастыря, жил здесь, здесь скончался в 1430 году и здесь ке был погребен.
Могилу Андрея Рублева пытался отыскать известный ученый-реставратор Л.Д. Барановский. По архивным источникам удалось установить, что преподобный был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохраившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старин-ую могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с омощью угля и бумаги полустертую надпись на плите. За ночь ему удалось устаовить, что перед ним — памятник первой трети XV века. Место находки также казывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублева. Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что абочие разбили плиту на щебенку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть орожку...