Софийский собор в Новгороде
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
В древности главы Софийского собора были покрыты свинцовыми листами, и только в XV веке центральный купол был обит золоченой медью. А за прошедшие века за счет нарастания культурного слоя Софийский собор «ушел в землю» на 1,3 метра.
К юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. В ее толще находится лестница, ведущая на хоры. Некогда здесь были хорошо замаскированные тайники, скрывавшие казну Новгородской республики, ее архиепископов и знатных купеческих фамилий. В декабре 1547 года на один из таких тайников наткнулся Иван Грозный. По рассказу летописца, прибыв в Новгород, царь «неведомо как уведал казну древнюю, сокровенную», по преданию — скрытую в стене собора его строителем, князем Владимиром. Об этом кладе не было известно никому, «ниже слухом, ниже писанием», поэтому источник информации о кладе так и остался невыясненным. Царь, приехав ночью в собор, «начал пытать про казну ключаря софийского и пономарей много мучил», но несчастные не ведали о кладе ни сном ни духом. Не добившись от них толку, царь стал подниматься по лестнице, которая вела «на церковные полати» и наверху, остановившись, вдруг приказал ломать стену. Из замуровки «просыпалось велие сокровище: древние слитки в гривну, и в полтину, и в рубль». «Насыпав» клад в возы, царь отправил его в Москву. Кстати, это был не единственный тайник Софийского собора. В юго-восточном углу храма, между полом ризницы и потолочным сводом диаконника, находился обширный тайник, где хранилась новгородская казна. Другие тайники были устроены в стенах лестничной башни.
Среди реликвий Софийского собора всемирно известные Сигтунские (Корсунские) врата, редчайший образец западноевропейского художественного литья XII века. Эти врата попали в Новгород в качестве военного трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны и были принесены в дар Святой Софии. Иногда их называют еще подарком новгородцам от Ярослава Мудрого. Но изготовлены они были не в Швеции, а в Германии, в городе Магдебурге, о чем говорит, в частности, изображение на вратах магдебургского епископа Вихмана.
Створы ворот состоят из бронзовых пластин с рельефными изображениями — композициями на темы Ветхого и Нового завета, фигурами-символами. Над изображениями вырезаны поясняющие их надписи на латинском языке, а под ними — русский перевод. В самой нижней части находятся фигурки литейщиков, изготовлявших врата — Рикмана и Вайсмута, с простодушной надписью: «Рик-вин меня сделал». Сюда же поместил свое бронзовое изображение «Мастер Авраам» — новгородский литейщик, собравший и дополнивший врата после доставки их в Новгород.