О роли света и звука в храме

Самым важным в смысловом и композиционном отношении являются главы с венчающими крестами. Именно на них обычно направляется световой поток. Не всегда имея технические возможности это воспроизвести, мастера стараются усилить вертикальную динамику композиции, усиливая поток света, поднимающегося наверх, а иногда и меняя оттенок.

Светом отмечаются и входы в храм, и звонницы, как важные смысловые составляющие. Во втором случае свет напоминает естественное свечение от лампад и свечей и исходит непосредственно от колоколов (они подсвечиваются изнутри), как бы подчеркивая особую роль источника благовеста. Кроме этого, при недостаточной освещенности алтаря также обращаются к современным достижениям.

В последнее время стало возможным и освещение монастырей и их стен.

Нужно сказать, что авторы подсветок стараются принять во внимание особен­ности ансамблей, установить такое освещение, чтобы свет был мягким, а внимание акцентировалось на значимых архитектурных формах. Относясь очень бережно к древнему зодчеству, люди стараются, чтобы эти нововведения только лишь под­черкивали сакральное значение света в христианской (в частности, православной) традиции.

Итак, еще несколько слов о символике.

В храме встречается несколько потоков света: свет, льющийся из-под купола, горний, небесный и свет дольний, идущий от свечей и лампад, которые, в свою оче­редь, символизируют молитвы верующих. Соединение этих двух потоков говорит о единстве небесного и земного. Свет, который дарует Бог Своим учением, соеди­няется со светом молитв, как бы возвращаясь к Творцу, но «пропущенным» через сердца людей.

Когда храм наполнен светом, его пространство и воспринимается несколько иначе, чем когда он погружен в полумрак. Такое происходит, в основном, во время вечерних служб, когда предельно малая освещенность напоминает о мире, погруженном во мрак до пришествия Христа. С наступлением утрени провозглашается: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!», после чего зажигаются паникадила (светильника, свешивающиеся с потолка), свечи и храм наполняется светом.

Особенно большие потоки света заливают церкви по большим праздникам, напри­мер, на Пасху. Служба начинается в субботу, в полутемном помещении. В полночь в алтаре раздаются пасхальные славословия, которые подхватывают прихожане; начинают зажигаться свечи, которые каждый из пришедших держит в руке. Пламя передается от свечи к свече, и во время крестного хода глазам предстает огненная река, состоящая из сотен огоньков. По возвращении в храм и провозглашении Вос­кресения Христа зажигаются оставшиеся светильники. Победу жизни над смертью, победу света над тьмой обозначают в этот день огни храма.


« Назад  1 2 3  Вперед »