О роли света и звука в храме

Нужно сказать, что свет — особая категория в христианстве. Как уже упоми­налось, само по себе христианское учение — это свет, который несет Сын Божий со Своими учениками миру.

Человека, который впервые посещает храм, привлекают необычное его сияние, мягкий свет, исходящий от лампад и сотен свечей и, конечно, запах ладана. Свет и запах дают состояние необычайного покоя, уюта, тепла; именно это, подчас смутное, ощущение заставляет вернуться сюда снова.

Храм, как место общения с Богом, уже символически светел. Таковым его делает спускающаяся с небес Божественная благодать. Чтобы подчеркнуть это, сделать бо­лее явным для всех, кто посещает Церковь, с древних времен зодчие уделяли большое внимание проникающему в храм свету. Уже раннехристианские храмы учитывали не­обходимость освещения алтаря, да и всего сакрального (лат. sacrum — священный) пространства в целом. Внешняя красота и нарядность церквей русского зодчества, пламеневидная форма куполов, ажурность обрамлений окон — все это рождает об­раз невесомо-светлый, радующий глаз и сердце. Главы храмов, сияющие под лучами солнца, вряд ли кого-нибудь оставляли равнодушным.

Именно радость и свет отличают православные храмы от католических соборов.

Можно сказать, что союз культовой архитектуры и света является следствием философской мысли и именно через нее выходит к символике. Храм «пишется» подобно иконе, которая ведет нас от темного к светлому.

В последнее время, с развитием технических средств, стало возможным и внешнее освещение храмов.

Когда такие предложения возникли, поначалу появились возражения, поскольку казалось вполне оправданным оставить церкви «в режиме природного освещения», как данного Богом. Таким образом, с наступлением ночи храмы должны были по­гружаться во тьму. Пожалуй, это было бы верным решением, не будь в современных городах света фонарей, подсвеченных витрин магазинов, ярких огней игорных клубов и казино, в конце концов. Если во тьму погружается не весь город, почему должен пропадать из поля зрения православный храм?

Церковные каноны не запрещают наружное художественное освещение, и его роль в вечернее время усиливается.

Роль храма в городе трудно переоценить, и, выхваченные из тьмы, яркие островки лишний раз подчеркивают сакральное свое значение: стремление сквозь тьму неверия к царству света.


1 2 3  Вперед »