Новый Иерусалим
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/4
Оживление в Новом Иерусалиме началось в конце 1670-х годов, в правление царя Федора Алексеевича, который сделал крупные вклады в монастырь и приписал к нему значительные земельные владения. Строительство возобновилось. В начале 1685 года в торжественной обстановке, в присутствии правительницы Софьи, царей Петра и Ивана и всего царского двора патриархом Иоакимом был освящен Воскрееенский собор.
Воскресенский храм весьма приблизительно повторяет иерусалимский образец. В создании этого грандиозного собора воплотилась мысль Никона о первенстве Русской православной церкви в христианском мире. Одновременно в храме нашел свое воплощение образ Святого града — «Небесного Иерусалима».
«Зрелище сие великолепно и вполне достойно громкого названия Нового Иерусалима, — писал известный русский паломник А. Н. Муравьев в 1846 году. — Это чудная гора малых куполов и глав, своенравными уступами восходящая до двух главных куполов храма, и вся сия гора на разных высотах усеяна золотыми крестами, напоминая житейское крестное восхождение наше». Над собором поднимается 18-метровой высоты круглый кирпичный шатер, с тремя ярусами окошек-слухов, венчающий ротонду, в центре которой находится маленькая белокаменная часовня, символизирующая Гроб Господень. Диаметр шатра составляет 22 метра, и это самая большая постройка подобного рода в древнерусской архитектуре. Уникальным сооружением является и подземная церковь-придел во имя Святых Константина и Елены — ее главы вырастают прямо из земли. Первоначально планировалось устроить в храме 365 приделов — по числу дней в году, но от этой мысли пришлось отказаться.
С юга к собору примыкала высокая колокольня в семь ярусов, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Москве. На верхних ее ярусах были установлены часы и висели 15 колоколов, самый большой из которых, Воскресенский, весил 500 пудов. На нем были изображены портреты царя Алексея Михайловича, членов царской семьи и патриарха Никона. Из колоколов до наших дней сохранился только Трехсвятский колокол, весом в 100 пудов, с изображением Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Колокола Новоиерусалимского монастыря отливал Степан Турчанинов, один из приближенных к патриарху Никону мастеров.