Искусство Севера в XVI веке

Ко второй половине XVI века относится композиция „О тебе радуется" из города Мурома. Иконография представляет здесь Богоматерь в космологическом аспекте. Однако мир, над которым властвует „царица неба и земли", производит впечатление холодной гармонии кристаллически ясных, чрезмерно завершенных форм зрелого стиля, венчающего шесть столетий художественного движения, поисков, развития. Здесь нет той радостности, которая соответствует этому сюжету в более ранних произведениях, таких, например, как икона XV века из Дома-музея П.Д.Корина, ни той легкости, которая свойственна композиции Дионисия в Ферапонтовом монастыре 1500-1502 года. В глубоких и насыщенных, иногда темных цветах, в некотором однообразии лиц рассматриваемой иконы ощущается обремененность громадным богатством опыта и традиций, как бы некая усталость. Этот памятник, несомненно, значителен психологией художественного взросления, характерной для времени Ивана Грозного.

Небольшая икона „Рождество Богоматери" (конецт XVI в.) весьма необычна по композиции, однако не представляет собой новшества. Основной ее особенностью является расположение младенца Марии рядом с Анной с правой стороны на высоком ложе, в то время как обычно Мария представлена в сцене омовения. Этот редкий иконографический вариант известен еще по одноименной иконе исковского происхождения XIV века, находящейся в Доме-музее П.Д.Корина. По этой иконографической аналогии и по цвету икону из собрания Музея имени Андрея Рублева можно отнести также к псковской школе. Икона отличается сдержанным, но разнообразным цветом и линейностью, характерными для времени ее создания. Архитектурные формы усложнены также в соответствии с представлениями эпохи.


« Назад  1 2 3