Искусство Севера в XVI веке

„Иоанн Предтеча Ангел пустыни" - характерная икона 60-х годов XVI в. Она написана царскими мастерами и являлась вкладом Ивана Грозного в Стефано-Махрищский монастырь, расположенный недалеко от Александровой слободы - резиденции царя. В иконе преобладают сдержанные и темные тона, но цветовые отношения взяты очень точно, и темно-зеленый фон, крылья, желто-коричневые одежды находятся в резком контрасте с розовыми подпапортками крыльев и золотом нимба. В лике Иоанна подчеркнуты черты напряженности, психологически согласующиеся с контрастным колоритом. Отсюда общее величие образа сочетается с элементами драматизма. Художник решает не новую задачу, выдвигавшуюся еще и в византийское время, - передать драматически напряженный образ - и искусно усиливает его при помощи цвета.

Иоанн Предтеча - один из самых сложных и загадочных образов восточно-христианской иконографии. Образ этого пророка на грани двух заветов давал живописцам широчайший простор для истолкования человеческой личности в плане мудрости и жертвенности. Оглавный Иоанн Предтеча того же времени дает близкое, но и иное, чем только что описанная икона, истолкование этого образа. Драматизм лика усиливается его композиционным сдвигом в край поля. Этот новый психологизм становится на место уходящей в прошлое „духовности", понимавшейся, по выражению писателя IV века Исаака Ниневийского, как „деятельность без участия чувств". Наблюдаемый в иконописи второй половины XVI века прорыв чувства является признаком все большего отхода от классических норм древнерусского искусства.

В небольшой поясной иконе полуобнаженного Иоанна Предтечи третьей четверти XVI века выделен аспект аскетического подвига. Тип Крестителя с такими же атрибутами аскезы встречается рано - например, в мозаиках Палермо XII века. То, что на Руси этот тип Иоанна распространяется именно в эпоху Ивана Грозного, видимо, не случайно, - он соответствует драматизму исторического периода, отражает общественную психологию. Колорит и рисунок иконы так же суров и одновременно тонок, как и в двух предыдущих иконах собрания музея, что позволяет отнести икону к кругу царских мастеров.

Сказанное о живописи названных икон Иоанна Предтечи в целом можно также отнести к образу Богоматери Владимирской (Волоколамской) 1572 года. На полях иконы изображены митрополиты Петр и Иона. Икона соответствует эпохе не только строгостью стиля и скорбным ликом. Именно в это время „Богоматерь Владимирская" XII века приобретает государственное значение как покровительница Руси.


« Назад  1 2 3  Вперед »