Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Брянский Свенский монастырь

Остановить слайд-шоу
1/2


Свенский монастырь был одним из богатейших монастырей России. Щедрые вклады и пожертвования сюда делали старинные княжеские роды — Трубецкие, Воротынские, Мстиславские. Среди пожертвований были даже дорогие старинные доспехи и оружие.

Монастырь был одной из крепостей на вечно беспокойном юге России. Иван Грозный оказывал ему всяческую поддержку, делая в монастырь богатые вклады, присылая сюда всевозможные припасы. При Иване Грозном в монастыре были построены две каменные церкви, но они были разобраны еще в XVIII веке.

К началу XX века в монастыре было три церкви. В советское время строения монастыря сильно пострадали, а многие из них, в том числе главный собор, не существуют. Сохранились мощные оборонительные стены с башнями, две над-вратные церкви и некоторые другие здания. Уцелевшие постройки монастыря перемежаются с руинами.

Монастырские стены с башнями представляют собой неправильный шестиугольник (южное прясло разобрано). Деревянная ограда монастыря в 1749— 1769 годах была заменена на каменную. Главный вход в монастырь устроен с северной стороны. Над Святыми воротами возвышается двухэтажная надвратная Сретенская церковь с тремя куполами. Ее строительство было закончено в 1679 году. Формы церкви выдержаны в духе раннего украинского барокко, что и понятно: Свенскии монастырь на протяжении ста лет, с 1681 по 1768 год, был приписным к Киево-Печерской лавре. Это оставило свой след в облике монастыря. Вероятно, лаврскими мастерами и были построены обе надвратные церкви Свен-ского монастыря.
В центре монастыря возвышался огромный Успенский собор — выдающееся произведение русского барокко, до основания разрушенное коммунистами. Долгое время считалось, что автором проекта Успенского собора Свенского монастыря являлся великий Растрелли, однако позднее было установлено, что собор строился по проекту Ивана Федоровича Мичурина.

И. Ф. Мичурин (1700—1763) учился в Академии навигационных наук в Петербурге, затем обучался архитектуре под руководством архитектора Микетти, затем был послан в Голландию.

Пробыв шесть лет за границей, Мичурин хорошо освоил передовые для того времени технические приемы, в художественном же отношении не вынеся оттуда ничего, что пришлось бы ему по душе. Он беззаветно любил древнерусское искусство, его образы и формы, художественное совершенство, узорочье и прежде всего — ту свободную трактовку любых форм, так характерную для древнерусских зодчих, которая позволяла впитывать любые новые веяния и превращать их в исключительно самобытные формы. В этом отношении Мичурин был, вероятно, одним из самых талантливых русских архитекторов 18-го столетия.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »