Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Успенский собор на Городке

Остановить слайд-шоу
1/3


Существующий ныне иконостас относится к концу XVII века. Первоначальный же иконостас Успенского собора был создан в начале XV века преподобным Андреем Рублевым. Часть икон, написанных Андреем Рублевым для этого иконостаса, чудом сохранилась и была случайно обнаружена в 1918 году художником-реставратором Г.О. Чириковым.

Три большие иконы, первоначально входившие в состав деисусного чина, были, как обветшалые, сложены в сарае близ Успенского собора. Одна икона служила ступенькой лестницы, а две другие лежали в сарае под поленницей дров... Так был обретен ныне всемирно известный «Звенигородский чин» Андрея Рублева.

Сразу после реставрационных работ было высказано предположение, что создателем икон мог быть только Рублев, а время их создания относится к началу XV века. Первоначально в состав «Звенигородского чина» входило девять икон, а после установки нового иконостаса он был разрознен.

Иконы «Звенигородского чина», принадлежащие кисти Рублева — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», ныне находящиеся в Третьяковской галерее, причисляют к величайшим шедеврам, когда-либо созданным в мире кистью живописца.

Принадлежность «Звенигородского чина» Рублеву ни у кого не вызывает сомнений. «Она доказывается не только его высочайшими качествами, но и теми вполне конкретными стилистическими аналогиями, которые эти иконы находят в других работах мастера», — писал В. Н. Лазарев. Новым подтверждением того, что иконы «Звенигородского чина» написаны Андреем Рублевым, является обнаруженная сотрудниками Звенигородского музея запись в приходно-расходной книге Саввино-Сторожевского монастыря за 1738 год. Среди записей расходов значится: «Куплено к деланию иконостаса Рублева клею пуд...» Видимо, в то время иконостас поновлялся и было известно, что писан он Рублевым. Но были ли написаны эти иконы для Успенского собора, или для Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре, или для первоначального деревянного храма того монастыря? Это до сих пор не установлено и продолжает оставаться загадкой, каких немало в истории русского искусства.




« Назад  1 2 3