Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Церковь Вознесения

Остановить слайд-шоу
1/1


Церковь Вознесения Господня, более известную под названием Исидора Блаженного, которому посвящен придел храма, следует считать одной из древнейших построек города в настоящее время.

Над входом на западной стене помещена торжественная надпись о закладке храма в 1566 году по повелению царя и великого князя Ивана Васильевича, то есть Ивана Грозного. Тут же сообщается, что храм делал великого князя мастер Андрей Малой. В московском зодчестве это, пожалуй, один из первых нам известных случаев, когда на стене памятника помещена вкладная доска с именем зодчего.

Храм Вознесения Господня, по существу, очень скромен, но производит по-своему монументальное впечатление, так как его глава пропорционально меньше, чем его широкие трехлопастные арки, которыми заканчивается каждый фасад, разделенный к тому же на три прясла лопатками. Внутри он не имеет столбов и перекрыт крестчатым сводом, имеющим форму креста со световой главой в центре.

Такие церкви строились в течение первой половины XVI века как некое утверждение церковного догмата о высокой роли в православном христианстве креста. Постройка подобных храмов понадобилась потому, что еретики того времени считали кресты не священным изображением, ломали и сжигали их. По окончании ереси, выразившейся в жесточайших карах вплоть до сожжения в железных клетках наиболее упорных еретиков, постройка подобных храмов пошла на убыль, а внешние формы стали приобретать совершенно иной характер. Свод же сохранялся долгое время, так как давал возможность строить каменные церкви без столбов.

Церковь Вознесения Христа, видимо, играла заметную роль в строительной деятельности Ивана Грозного в Ростове, так как в 1572 году по его повелению в эту церковь были сделаны уникальные царские врата. Они не похожи на обычные, состоят из резных иконок на евангельские темы, завершенных многолепестковыми килевидными арками, перекликающимися с внешними формами церкви. Эта резьба, сделанная на весьма высоком уровне, соответствует плоской ажурной орнаментальной резьбе, густо оплетающей резные иконки. Ее особенностью является особый характер рисунка растительных побегов, заканчивающихся и перемежающихся круглыми бляшками. Подобная резьба заставляет предполагать, что ее исполнителем был резчик, хорошо знакомый с восточной орнаментикой.


1 2  Вперед »