Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Церковь Вознесения в Коломенском

Остановить слайд-шоу
1/3


Главными лесными массивами Центральной России испокон веку являлись Брянские (Брынские), Мещерские и Мордовские леса. В свое время глушь Мордовских лесов избрали для пустынножительства основатели одного из самых известных монастырей России — Саровской пустыни. Путь в эти края лежит вниз по Москве-реке и Оке, и первая остановка на этом пути — Коломенское.

Древнее подмосковное село Коломенское, почти полвека назад вошедшее в черту Москвы, известно еще с начала 14-го столетия. Впервые о нем упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно любил и обустраивал его Василий III. При нем здесь был построен большой деревянный дворец, а в 1532 году — знаменитый храм Вознесения, ознаменовавший собой начало каменного шатрового зодчества на Руси. Окончание постройки Вонесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пиршествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит.

Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами в России строились издавна. Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия, византийская традиция крестовокупольного храма. Никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложной была эта задача. И вот однажды безвестный мастер решился на новое дело, на редкое по смелости сооружение. Наверное, с такой же решимостью, приделав себе самодельные крылья из пергамента, прыгали с колоколен отчаянные изобретатели-одиночки Древней Руси, страстно мечтавшие о полете...

Волей безвестного гения с крутого берега Москвы-реки взметнулся ввысь храм изумительной красоты. Словно каменные корни, раскинулись по земле живописные марши его лестниц, ведущих на гульбище. Подобно стреле, неудержимо рвется ввысь его одетый в каменную сетку гигантский шатер. И где-то высоко в небе тает, растворяется в воздухе его небольшая, почти незаметная главка, увенчанная крестом.

Своеобразие и красота необычной церкви ошеломила современников. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — писал летописец. А другой летописец особо подчеркнул, что завершение храма шатром было устроено именно по образцу деревянного зодчества — «верх на деревянное дело». «Каменный шатер XVI века сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения», — считают авторы «Истории русского искусства», изданной Академией наук СССР.


1 2 3 4  Вперед »