Церковь Спаса на Ильине
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/5
На стенах Ильинской церкви оживает мир грозовой, тревожный, кипящий. Невозможно представить себе композиций более динамичных, более властно захватывающих зрителя в свой водоворот. Тут и грозный Христос-Пантократор, праотцы Ной, Иов, Мельхиседек, Макарий Египетский, подвижники и святые, и ангел, под чьими крыльями, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир. Суровы и страстны их лики, в них нет отрешенного спокойствия, они — само воплощение смятенного и ищущего духа. Они зовут тебя вступить в борьбу с самым страшным твоим врагом — с самим собой...
Творчество Феофана Грека исполнено глубокой человечности и в то же время абсолютно лишено всякого поверхностного любования человеком как таковым. Его искусство жестко подчинено единой идее: человечество, пав однажды, однажды сможет и восстать во славе. И путь к этому единственный — Христос.
Феофан Грек творил в той же интуитивной манере народной религиозной стихии, в какой работали мастера, расписавшие Спас на Нередице и собор Снетогорского монастыря в Пскове. Но здесь особый случай: стихия направляется умелой рукой выдающегося мастера. И этот сплав интуиции и мастерства, любви к Богу и возможности выразить эту любовь на языке искусства, выплеснувшись на стены храма Спаса на Ильине, создали удивительное творение, вошедшее в число шедевров мирового искусства.
С особой силой написан лик Христа Пантократора под куполом церкви. Его взгляд буквально пронизывает душу каждого. Такого Христа невозможно просить о земных, суетных благах. Этот образ говорит о самом непреходящем: о Страшном суде и будущем воскресении всего человечества, о «жизни будущего века». Кажется, что это о нем писал поэт Федор Глинка:
Сей лик с какой-то грозной славой!
Святой пророк казнит обман,
И горе, кто с душой лукавой,
Придет с поклоном и свечей.
Сожжет огонь его очей!
Этот потаенный огонь — плод деятельных духовных усилий — постоянно присутствует в образах Феофана Грека, то ровно и сдержанно проступая в лике патриарха Ноя и ангелов из «Троицы», то вдруг исступленно и неистово прорываясь в образах святых-столпников.
Роспись храма Спаса на Ильине была расчищена из-под побелки и частично из-под штукатурки в 1913,1918,1920-1921,1936 и 1968 годах.