Покровская церковь в Анхимове
Остановить слайд-шоу
Запустить слайд-шоу
1/1
Между тем появление Покровской и Кижской церквей не стало чем-то неожиданным. Плавное развитие древнерусской деревянной архитектуры шло именно в направлении пирамидальных многоярусных храмов и еще в середине XVII века на севере появились подобные девятиглавые церкви. Иногда высказывается мысль о том, что в Заонежьи существовала своя особая школа, известная только по двум постройкам — в Кижах и в Анхимове. Не исключено, что в старину их было больше.
Имена мастеров, строивших Свято Покровскую церковь в Анхимове, неизвестны. Скорее всего, это были местные «древоделы». В некоторых источниках даже называют строителями Покровской церкви неких Петра Невзорова из деревни Невзоровой и Буняка из деревни Зелениной — об этом якобы сообщалось в надписи на мраморной доске, находившейся в иконостасе церкви. Еще двадцать лет назад установили, что эти утверждения — результат недоразумения. На мраморной доске были просто написаны имена вкладчиков — жертвователей на Покровскую церковь.
Есть все основания считать, что обе церкви — в Анхимове и в Кижах — построены одними и теми же мастерами, так как между ними очень много общего. Покровская церковь была построена на несколько лет раньше церкви Кижского погоста. Она и выглядела несколько проще кижской Спасо-Преображенской церкви, более приземисто и тяжело. Основная часть здания завершалась не двадцатью одной, а семнадцатью главами. Отличалась она и очертаниями глав — более хрупкие, они стояли на тонких и высоких барабанах. Очевидно, что при строительстве Покровского храма только вырабатывались те мотивы и приемы, которые затем получили свое законченное воплощение в Кижах.
Покровская церковь почти полностью сохраняла свое внутреннее убранство и древний иконостас, иконы в котором стояли на изящных расписных полочках-«тяблах».
Уникальная Анхимовская церковь, шедевр древнерусского зодчества, находилась на «государственной охране» (как и рухнувшие соборы Пафнутьева Боровского монастыря и Никитского монастыря в Переславле-Залесском). В 1963 году какие-то мальчишки чиркнули возле бесхозной церкви спичкой...
С чем сравнить гибель уникального храма? Ну, представьте себе, что в одночасье сгорели Кижи — потеря это для русской культуры или нет? Впрочем, кто с ней, с русской культурой, когда считался. В свое время звучали робкие голоса о необходимости реконструировать этот замечательный памятник, чтобы хоть как-то восполнить непоправимую утрату. Но в любом случае новая церковь будет просто моделью старой...