Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Благовещенский собор Московского Кремля

Остановить слайд-шоу
1/3

Благовещенский собор. Город Москва.
Благовещенский собор. Город Москва.
Иконостас. Благовещенский собор. Город Москва.

Общий замысел иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

В московских работах Феофана Грека меньше страсти, меньше динамизма, чем в новгородских, зато больше величавой торжественности. Им написаны центральные фигуры деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Другие его московские работы не сохранились.

Икона «Архангел Михаил» исполнена Андреем Рублевым, он же написал для Благовещенского собора Кремля еще семь икон праздничного чина. Затеянная Иваном III грандиозная перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году старый собор был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось пять лет. В августе 1489 года с него сняли строительные леса и перед москвичами предстал белоснежный храм, увенчанный тремя куполами, окруженный с трех сторон крытой галереей. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В облике собора проявилось много черт псковской архитектуры.

Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый. Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно поновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и трижды — в 19-м столетии. Благовещенский собор служил государевой домовой церковью, поэтому в системе его росписи большое место было отведено теме светской власти. Ее смысл — преемственность власти московских великих князей и царей от византийских императоров — через древних князей владимирских и киевских. На стенах храма — изображения прославленных византийских императоров, русских князей Владимира Мономаха, св. Александра Невского, св. Даниила Московского, Ивана Калиты, св. Дмитрия Донского, Ивана III. Здесь же помещены образы святых патронов присоединенных к Москве русских земель — Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова.

Интересной особенностью Благовещенского собора являются изображения на стенах паперти двенадцати языческих мудрецов — тех, которые «не ведая закона, творили законное по природе». Эти изображения служат напоминанием о том, что не только Ветхий завет раскрывал тайну воплощения Спасителя, но и у других народов возникало предощущение его «света невечернего». Среди этих мудрецов, изображенных со свитками в руках — Аристотель, осознавший троичность Божества («Первое Бог, потом же Слово, и Дух с ними един»; древнегреческий поэт Менандр, призывавший возлюбить единого Бога («иже бо не любит Создателя своего, да будет проклят»); нравоучитель Плутарх («Бога бойся, родителям повинуйся, иереев хвали, старцев честных почитай»); Платон, предощущавший явление Мессии («Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника людям»); древнеримский поэт Вергилий.


« Назад  1 2 3  Вперед »