Авраамий Палицын

Авраамий Палицын оставил нам и своеобразную хронику Смутного времени «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы, о бывших потом в России мятежах».

Лавра неоднократно становилась местом, где совершались главные для России события, одерживались духовные и военные победы. «Тонкое очарование» ее, по словам философа и богослова П. Флоренского, «в глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории, ощущение народной души и восприятие в целом русской государственности... своего рода конспект бытия нашей Родины».

Троице-Сергиева лавра это и «живой музей России», ее «художественный портрет». Здесь находилась «Троица» Андрея Рублева, созданная специально для Троицкого собора. Иван Грозный заложил в лавре по образцу московского Успенского собора величественный храм во имя Успения Богородицы. По проекту архитектора Ухтомского монастырь украсила пышная барочная колокольня.

Изображения Троице-Сергиевой лавры были очень популярны. Для многочисленных паломников, желающих иметь перед глазами отечественную святыню, печатались ее виды. Литографированный вид лавры, показанный на выставке, отличается как бы неумелым исполнением, свойственным «лубочным» изображениям. Такие изображения привлекают нас особым художественным языком.

В конце XIX - начале XX века виды монастырей печатаются в новой технике хромолитографии. Такой способ давал возможность добиваться необычайной яркости цветовых сочинений, как, например, в изображении Ниловой пустыни.

Преподобный Нил основал этот монастырь в XVI веке на острове Столбное на озере Селигер. Красота и уединенность отличает выбранное им место. Однако в дни больших праздников там бывало довольно многолюдно. На гравюре Нилово-Столбенская пустынь показана в день Обретения мощей преподобного Нила (27 мая). На фоне ярких куполов и стен монастыря плывут по озеру украшенные разноцветными флажками кораблики. По сравнению с более ранними гравюрами вид Ниловой пустыни может показаться несколько «вызывающим» по открытости цветовых сочетаний. Он отличается и от «ландшафтного» изображения Валаама, и от «лубочного» Нового Иерусалима.

Выставка дает возможность еще раз соприкоснуться с интересным видом искусства - гравюрой. Исполненные в различных техниках и манерах, гравированные виды монастырей принадлежат истории отечественной культуры. Они вызывают у нас, по образному выражению Е. Трубецкого, «чувство расстояния», возникающее при осмотре древних памятников.


1 2  Вперед »