Православные таинства
Наиболее верный путь для раскрытия духовного смысла любого из Таинств — это глубокое изучение его чинопоследования, последовательности молитв и священно-действий, которыми сопровождается совершение Таинств.
Чинопоследование Таинств – это законченное религиозно-историческое произведение, результат многовекового творчества боговдохновенных сынов Церкви. Только в своей неискаженной форме, совершаемые священнослужителями с подобающей истовостью, они оказывают на души верующих некое возвышенное духовное воздействие. Многие Святые отцы Церкви, которые составляли эти чинопоследования, хорошо понимали, что любому человеку, погруженному в чувственную жизнь, нужны внешние, видимые знаки, для чтобы возвыситься к созерцанию невидимых предметов, постичь веру и благоговение. Нужны ему и действия, выражающие благодарение Бога за Его благодатные дары и благодеяния.
Обрядовая композиция православного богослужения пронизана таким символизмом, который, по свидетельствам святого Дионисия Ареопагита, призван «озарить всю природу человеческую светом Божественных истин, сообразно с ее делимостью и вместе неделимостью», ибо «надлежало бесстрастную душу вознести к простому и внутреннему созерцанию Боговидных образов и страстное тело врачевать и возводить к Богу по законам телесности, то есть посредством предустановленных, прообразовательных символов, которые были бы сообразны с понятиями души и в то же время соответствовали истинам не-прикровенного богословия».
Вся символика богослужений воспринимается православным сознанием как прямой путь к богообщению.
Литургическая символика благодатно действенна только тогда, когда возникает она от полноты церковной жизни, ощущаемой как жизнь Тела Христова.