Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Оптина пустынь

Остановить слайд-шоу
1/5


Из оптинских старцев особо прославился св. Амвросий Оптинский, в миру Алексей Гренков, преподаватель Липецкого духовного училища. Из бесед с ним Достоевский вынес «глубокое и сильное впечатление». Хорошо образованный, обладавший великолепной памятью, старец Амвросий зачастую мог с первого взгляда распознать человека. Он в равной мере мог беседовать и с неграмотными деревенскими мужиками и бабами, и со Львом Толстым. Речь его, полная народного юмора, производила сильное впечатление.

В Оптину пустынь приезжали Гоголь, Достоевский, Лев Толстой, Алексей Толстой, братья Киреевские, А. М. Жемчужников, поэт Апухтин, профессора Шевы-рев и Погодин.

Н. В. Гоголь заезжал в Оптину в 1850 году, во время своего путешествия в Малороссию. Этот монастырь он особенно любил. Со старцем Макарием его до последних дней связывала переписка.

Ф. М. Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы — смерти сына в 1878 году. Он недолго прожил в Оптиной пустыни, но его впечатления о пребывании здесь отразились потом в «Братьях Карамазовых», где миру стяжательства и страстей противостоит душевная чистота Алеши Карамазова и старца Зосимы. Монастырь, где жил Алеша Карамазов, старец Зосима и его беседы — все это взято из Оптиной пустыни, а в образе старца Зосимы выведен старец Амвросий.

У Л. Н. Толстого с Оптиной была особая, личная связь: его сестра М. Н. Толстая была настоятельницей основанного преподобным Амвросием Оптинским неподалеку от Козельска Шамордина монастыря. Толстой был в Оптиной пять раз (по другим данным — шесть). В 1881 году он пришел сюда вдвоем с учителем яснополянской школы пешком, в лаптях и простой рубахе. «Горд очень», — задумчиво сказал о нем Амвросий, проводив Толстого. Пребывание в Оптиной пустыни вдохновило Льва Толстого на создание «Отца Сергия».
Спустя много лет, уже отлученный от Церкви, бежавший из Ясной Поляны Толстой снова приехал в Оптину пустынь и прожил здесь один день, прежде чем отправиться в свой последний путь...

Трудами старца Макария (Иванова) в монастыре было основано собственное издательство. В его работе непосредственное участие принимали И. В. и Н. П. Киреевские, известные общественные деятели той поры. В 1847 году вышла первая книга, а через 50 лет количество изданий монастыря достигло ста тридцати. Одновременно с издательством была фактически заново создана библиотека. Одной из главных статей монастырского расхода было приобретение книг, причем не только духовных, но и светских. К концу XIX века в библиотеке насчитывалось более 30 000 томов. Вероятно, это было главным богатством монастыря.


« Назад  1 2 3 4 5  Вперед »