Николай Японский

На следующий день японец пришел снова, а в конце разговора попросил начать обучать его христианскому вероучению. На первое занятие он принес тушь и кисть. Николай рассказывал Савабе историю Ветхого Завета, а тот старательно наносил на бумагу иероглифы. Через год Савабе привел к Николаю своего лучшего друга — врача Сакаи. Еще через год к ним присоединился врач Урано. Много позже, при крещении (отец Николай не спешил с ним, старался дать ученикам возможность хорошо усвоить истины новой веры), они получили имена трех апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.

В 1870 году Николай стал начальником вновь учрежденной Японской православной миссии. В 1871 году в Японии начались гонения на христиан. Кроме Павла Савабе в тюрьму попало еще восемь православных. Свыше ста человек были вызваны на допросы.

Вскоре, правда, все переменилось к лучшему: старые указы против христианства были отменены. Отец Николай воспринял это как добрый знак и решил построить церковь, школу, а потом и духовное училище. Он перевел на японский язык многие богослужебные книги и составил богословский словарь.

В Японии к тому времени насчитывалось уже более 4 тысяч христиан. В 1875 году Павел Савабе был рукоположен в сан священника, а Иоанн Сакаи — в сан дьякона. А сам отец Николай спустя 5 лет, после того как им был возведен в Токио кафедральный собор Воскресения Христова, стал первым епископом Токийским.
Но тут разразилась новая беда — началась русско-японская война. В послании к православным японцам отец Николай писал: «Господу угодно было допустить разрыв между Россией и Японией. Да будет Его святая воля!.. Братья и сестры, исполните все, что требует от вас в этих обстоятельствах долг верноподданных...» Как патриот России он в эти годы не совершал общественных богослужений, чтобы избежать молебнов о победе японского оружия, а молиться во славу русского оружия в эти опасные годы было равносильно самоубийству.

Во время войны святитель Николай был единственным русским в миссии. Он навещал пленных соотечественников и всячески им помогал; его же японская православная паства за это время только выросла: в 1905 году крестилось 627 человек!

За свои подвижнические труды святитель в 1906 году был удостоен возведения в сан архиепископа. Несмотря на все эти очевидные знаки, свидетельствующие о расположении к нему высшей церковной власти, до конца своих дней он оставался образцом совершенного смирения, нисколько не возвеличиваясь ни перед кем. В его дневнике есть такие строки: «Преклоняюсь перед светлым старчеством и укоряю свое грошовое воодушевление делом — и притом только одним делом, с полным безучастием ко всему другому в мире! Что за бедность, узость натуры! Видно, для Японии я только и годен — для незаметного уголка земли!»


« Назад  1 2 3  Вперед »