Искусство XVII века

„Рождество Христово" относится к середине XVII века. Есть предположение, что икона написана ярославским мастером. Одной из ее особенностей является вертикальное положение сидящей Богоматери и вытянутое вверх ложе. Изограф, мастерски написавший икону, видимо, хорошо знал разные изводы иконографии этого сюжета. Художник вводит натуралистические элементы пейзажа. Торжествует стиль, получивший в середине XVII века название „живоподобия" и являвшийся официальным направлением московского искусства второй половины XVII века. „Живоподобие" было первой попыткой создать искусство, основанное на непосредственном наблюдении действительности. Однако связанное традиционным каноном и при отсутствии опыта изображения с натуры, это направление было эклектичным.

Новые веяния проникали в удаленные районы и в народном творчестве часто получали своеобразную интерпретацию. Народной и, по-видимому, северной иконой является самобытная „Беседа Варлаама и Иоасафа" (середина XVII в.). Она изображает популярное сказание о легендарном индийском царевиче Иоасафе и его наставнике Варлааме. В произведении сочетаются определенное знание различных образцов и технический профессионализм с пренебрежением нормами в изображении человека. Главные действующие лица - царевич и отшельник - изображены с огромными головами и крохотными ножками, хотя рядом стоящий вельможа имеет обычные для XVII века пропорции фигуры. Очевидно, иконописец мог дать правильное изображение, но не считал это существенным. Здесь сказалось упрощенное понимание примата духовного над материальным. Между тем художник знал столичные произведения - в ликах он следовал царским мастерам. Формы фантастической архитектуры „индейского царства" восходят к рукописным миниатюрам XVI века.

Иконы „Богоматерь Живоносный источник" (1675), „Богоматерь Тихвинская" (1680), обе с клеймами, характеризуют искусство позднего XVII века. По манере исполнения они различны, но Обе написаны с высоким мастерством. В этих иконах эклектично соединяется иконописная традиция с попытками глубинно-пространственных построений, в чем выражается переходный дух времени. Различная глубина отдельных сцен разбивает необходимую в таком типе икон плоскостную взаимосвязь клейм.


« Назад  1 2 3  Вперед »