Из истории иконографии

Прихожане, посещали храм и любовались тем, что мы бы назвали иконами, знакомились с этими произведениями и незаметно для себя постоянно учились. Слово «учились» следует  понимать здесь именно в прямом смысле, так как наука ещё не отделилась от искусства. Многие открытия в живописи стали отправными точками для многих возникающих наук.

Западной Европе от религиозной живописи постепенно откололось, окрепло и обрело самостоятельную жизнь светское искусство, которое постепенно оттеснило религиозное искусство на второй план.

В Византии, как и в других православных странах, положение в изобразительном искусстве было совершенно другое. Канонизированные иконографические принципы и догматы православной церкви сформировали систему жестких ориентиров, некую систему координат, которые надежно указывали человеку единственно верный путь в жизни. Художникам и  иконописцам  не нужен был поиск новых средств для изображения: способы создания образов уже даны, завещаны отцами. В начале второго тысячелетия Западная и Восточная Европы пошли в будущее совершенно разными дорогами в культуре, в искусстве  и науке.

Сформировавшийся и почти не пополнявшийся набор религиозных сюжетов и образов и утвердившиеся схемы в иконографии образовали мир православного иконотворчества. В таком полностью определившемся виде искусство создания образов святых было передано Византией в Древнюю Русь.

Русские иконописцы не только переняли у греков традиции великого искусства, но и щедро обогатили его. К сожалению, авторы большинства русских древних икон неизвестны. Считалось, что иконописцы, пишущие иконы, создают лишь очередные воспроизведения подлинников, восходящих к Прообразу. Талантливые мастера тончайшими нюансами своего художественного языка старались и выразить себя, своеобразие своей личности. Такие иконы-молитвы были прямым личным обращением к Богу и не нуждались в имени творящих их людей.

Канонизация иконографии начала играть двоякую роль: с одной стороны, она ограничивала творческую свободу иконописцев, но в то же время получила силу благодатной традиции. Она являлась воплощением богатого опыта иконописания, который был призван выразить постижение сути изображаемого. Таким образом, иконопись стала соборным творче¬ством в самом прямом смысле слова, и каждый из иконописцев вносил свою лепту в эту величайшую работу.


« Назад  1 2 3 4 5 6