Центр 109     Северо-Запад 33     Поволжье 9     Юг 3     Сибирь 6     Дальний Восток 3     Урал 6    


Георгиевский собор в Юрьев-польском

Остановить слайд-шоу
1/4


К сожалению, в своем первозданном виде собор до наших дней не сохранился и увидеть его изначальную красоту невозможно: в 1460-х годах верх собора обрушился. Больше всего пострадал южный фасад храма. Меньше досталось северному фасаду, он оказался почти нетронутым. В 1471 году для восстановления собора из Москвы в Юрьев был направлен архитектор Василий Ермолин, первый русский мастер-реставратор, восстанавливавший, в частности, церкви во Владимире. Перед Ермолиным стояла чрезвычайно трудная задача: ему надо было не просто восстановить храм, но сделать так, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный единым замыслом. И это с учетом того, что никаких рисунков и чертежей храма не было, а многие блоки в результате обвала были уничтожены!
Фактически Ермолину предстояло разгадать «каменный кроссворд». Надо отдать должное мастеру — он сделал все, что мог. Он собрал и восстановил крупные фрагменты здания, в частности северный портал. Но, конечно, «собрать» собор в прежнем виде было невозможно. В результате Ермолин облицевал фасады резными камнями в полном беспорядке, а часть резных блоков пустил на новую кладку стен.

Василий Ермолин заново сложил своды храма, но придать прежнюю торжественность собору ему не удалось. В своем нынешнем виде георгиевский собор кажется массивным и грузным, как бы врастающим в землю. Существующая сейчас огромная луковичная глава и широкий тяжелый барабан давят на и без того приземистый кубический объем храма. Несмотря на кажущуюся массивность, храм очень невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года — времен Юрия Долгорукого.
Внутри храм очень просторен. Этот простор достигнут за счет того, что столбы, на которые опираются своды собора, широко расставлены и придвинуты к стенам. Алтарь отделен невысокой алтарной преградой с каменным резным Де-исусом. В соборе сохранилась усыпальница строителя храма — князя Святослава Всеволодовича, пережившего татарское нашествие и умершего в 1352 году.

Но, конечно, интерьер собора не идет ни в какое сравнение с убранством его фасадов. Можно бесконечно любоваться причудливым хаосом каменной резьбы и скульптур на серебристо-желтых белокаменных стенах. Многолетние исследования специалистов — искусствоведов и реставраторов — сегодня позволили практически полностью раскрыть первоначальный замысел строителей и восстановить первоначальную систему резьбы Георгиевского собора. Главными композициями, украшавшими его фасады, были «Преображение», «Троица» и «Семь отроков эфесских» — на западном фасаде, «Распятие», «Три отрока в пещи огненной» и «Даниил во рву львином» — на северном, «Вознесение», «Богоматерь Оранта» и «Вознесение Александра Македонского» — на южном фасаде. В пролетах аркатурного пояса находилась целая вереница фигур святых — этот прием напоминает готические соборы Европы. На северном фасаде изображены святые воины-покровители князей владимирской династии (характерно, что среди них нет патрона князя Константина Ростовского, сына Всеволода Большое Гнездо — родичи не простили, что Константин в битве на реке Липице выступил против своих братьев). Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого — основателя Юрьева. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите — эмблема владимирской княжеской династии: вздыбленный барс.


« Назад  1 2 3 4  Вперед »